из чужого фэйсбука .
Apr. 19th, 2014 06:26 am
Кода великий наш Майдан
Атаковали марсиане
В бою погиб поэт Жадан
И братский евро-молдаванин
( Read more... )Кода великий наш Майдан
Атаковали марсиане
В бою погиб поэт Жадан
И братский евро-молдаванин
( Read more... )Самое забавное, что националисты-уменьшители, мечтающие о маленькой гемютной Чехии и критикующие СССР за "имперство", совершенно не понимают, что Союз как раз и был той страной, где их мещанские идеалы одержали-таки полную победу, завоевав умы сверху донизу. Советское государство никогда и не помышляло ни о каких имперских амбициях, проект так называемой "мировой революции" был оставлен почти сразу, как только новые хозяева страны немного огляделись. И с этого момента уже ни о каком стремлении советской политической элиты к величию, да и вообще к геополитической субъектности (что, собственно, и называют имперскими амбициями), речи не шло. Напрягите воображение, представьте себе внутренний мир члена какой-нибудь элитарной советской семьи из Уютных Арбатских Двориков™ 50-60-х годов... Это ведь будет идеальный буржуа-филистер, Человек Крылова, чьи основные устремления — статусное потребление, личный комфорт и, разумеется, Святая Европа. Возьмём Л.И.Брежнева — чем он нетипичен как буржуа, чем неидеален с национально-демократической точки зрения? Разве что этническим происхождением, но в остальном-то...
Именно такие люди и правили Советским Союзом. Впрочем, население вполне разделяло их мировоззрение. Уж в чём-чём, а в этом аспекте наблюдалось трогательное единство народа и власти. Советскому человеку вряд ли удалось бы себе представить, что чувствовали немцы на факельных шествиях 1930-х, или отправляющиеся на службу в колонии новоиспечённые британские офицеры, или солдаты армии Наполеона у пирамид, или испанские гранды у карты глобальных владений их империи, или викинги, всматривающиеся в полоску франкского берега на горизонте, который скоро будет принадлежать им, или топающие на завоевание всё той же Галлии римские легионеры. Тех, кто мог бы, кто понимал, не абстрактно-теоретически, а нутром, что означают слова "бремя белого человека", на весь Союз было три с половиной анонимуса, да и тех воспринимали как сумасшедших, если они по наивности осмеливались поделиться своим видением с окружающими. С тех пор ситуация ничуть не изменилась — хотя, казалось бы, национальное унижение последних десятилетий должно было бы разбередить у русского народа эти раны. Но — нет.
Советский Союз (то есть его политическая элита) никогда не стремился быть великой державой; пожалуй, он не стремился даже к полноценному суверенитету. Все признаки величия достались этому государству случайно, как побочный эффект решения текущих внешнеполитических проблем. На место одной из двух сверхдержав СССР был вознесён автоматически, по итогам мировой войны, но разве сам он хотел достичь этого положения? Произошедшее — целиком вина внешних обстоятельств, на железную причинно-следственную цепь которых не могла бы повлиять ничья воля. Унаследовав от Российской Империи великодержавие и нереализованный научный, промышленный и военный потенциал, СССР получил весомый шанс не проиграть войну сразу, потеряв суверенитет и надолго (а то и навсегда) угодив под чужое влияние, как это произошло с европейскими государствами. Ему удалось воспользоваться этим шансом — и дальнейшее развитие сюжета закономерно вознесло его на самый верх. Но это положение было неуютным для советского истеблишмента. Истеблишмент не хотел бороться за мировое господство, он даже не понимал, что это значит. И кончилось всё так, как кончилось. Правы те, кто утверждает, что РФ представляет собой логичный результат дальнейшего развития Советского Союза, а не что-то альтернативное. Но правы будут и те, кто скажет, что Союз представлял собой химически чистую модель российского государства, каким бы оно было, если бы после революционных событий начала двадцатого века к власти в России пришли нацдемы современного толка. Не считая ряда незначительных мелочей, это государство во всём было бы подобно Союзу, и кончило бы примерно так же — "Эрефией". Стартовые условия и мотивации правящего класса жёстко задают облик будущего государства. Если изначально у нас огромная страна с невероятным потенциалом, но правят ей хоббиты духа, результат будет немного предсказуем. К величайшему сожалению, СССР никогда не был Мордором, он был Широм. Шир на одну шестую суши.