Чем сегодня живут белорусы Подляшья, зачем нужна «карта белоруса» и за какие партии голосуют белорусы Польши — на эти и другие темы ИМХОклуб побеседовал с писателем Виталем Вороновым.
Виталь Воронов — белорусский писатель, публицист и преподаватель. Соучредитель и председатель Белорусского культурно-просветительского центра в Познани.
Более 10 лет жил в Польше. Окончил университет имени Адама Мицкевича в Познани и университет Масарика в Брно.
Пишет прозу и полемические статьи, которые печатаются в литературных журналах и белорусской периодике.
В 1940-х гг. в Польше, главным образом, в районе Белостока, был создан отдел, известный под названием "Pogotowie Akcji Specjalnej". Руководил этим отделом польский националист Ромуальд Райс (псевдоним - "Бурый"), который презрительно относился к белорусам.
В начале 1946 года "Бурый" провел рейд по всей восточной части Белосточчины, уничтожив несколько белорусских деревень и замучив их жителей — многих из них сожгли заживо. Целью этой "специальной акции" было запугивание белорусов в районе Белостока и ускорение их переселения в Советский Союз. Райс и его солдаты расстреливали, рубили топором, сжигали живьем, а также насиловали девушек и убивали их при сопротивлении. ( Read more... )
Вырубка Беловежской пущи, налог на собак и запрет русского языка
Если ознакомиться с научной и публицистической литературой по истории Беларуси, то можно выделить две крайние точки зрения, касающиеся феноменов БНР и БССР.
Одни считают Белорусскую Народную Республику первым суверенным национальным государством всех белорусов, которому помешали утвердиться «маскали», большевики и Советская власть.
А БССР они рассматривают, как марионеточное псевдогосударство, которое было создано то ли из стремления Советов перехватить у белорусского народа создание своей республики, то ли из желания Москвы создать некий «буфер» между Россией и Польшей.
В этом лжегосударстве белорусский этнос всячески угнетался и подавлялся кровавым коммунистическим режимом.
И ещё белорусам навязывали рабскую психологию и комплекс неполноценности [1;2;3;4;5].