![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
http://echo.msk.ru/blog/krivenyuk/1184012-echo/?fb_action_ids=530879590323840&fb_action_types=og.recommends&fb_source=aggregation&fb_aggregation_id=288381481237582
Не сказать, что до Бирюлево в России не было шумных конфликтов на почве межнациональных проблем. Но почему-то именно эти события могут стать поворотным пунктом, который определит некие новые процессы в социальной культуре страны.
До сих пор, в среде этнических и религиозных меньшинств русский национализм воспринимался как маргинальное в общем движение бритоголовых. Кто в теме, знал конечно, что это не так. Элиты, что северо-кавказские, что мусульманских республик Поволжья очень любят риторику интернационализма. Еще поговорить о дружбе народов любит российская интеллигенция. Но, вообще, это лицемерие. И вот сейчас, может потому что столкновений стало больше, может потому что информационное поле шире, у представителей "не титульной национальности" открываются глаза на реальность. По большому счету, Россия отказывает им в праве быть тут своими. Но, между тем, подавляющее большинство этих "не своих" граждан России, другой страны и другой общей культуры не имеют. Теперь им приедется ее искать. Где, сейчас скажу. Одна немаловажная причина провала таких альтернативных российскому идеологических проектов как "Имарат Кавказ", заключалась в крайнем неприятии представителями хотя и исламских, но светских культур этой чуждой идентичности. Сейчас конечно проблемы значительно шире масштабов Имарата. Но радикальные исламские течения по-прежнему остаются чужими для подавляющего большинства российских мусульман. И в этом была лучшая для России гарантия их маргинализации.
Теперь все меняется. "Точки опоры" в лице российской культуры у "не титульных наций" нет. Процессы будут развиваться не быстро и не в одну сторону. Но, каждый попробует найти новую идентичность. Для кого-то этой точкой опоры будет этнический национализм и сепаратизм, кто-то продолжит строить бастион традиционного ислама на Северном Кавказе, а для кого-то альтернативой станет мировой ренессанс "чистой" исламской традиции. Тем более, что это процесс наднациональный и несравнимо более мощный, нежели локальные идеологические течения. Важно, что ни первое, ни второе, ни третье, к России отношения не имеет.
Я сейчас все это написал не для того, чтобы "призвать задуматься" о последствиях национализма. Я отлично понимаю, что процессы, запустившиеся в России естественны, а значит, неизбежны. Просто нынешняя архитектура страны возникла как следствие совершено другой идеологии - "собирания культур". Поэтому, ни для кого не быть должно быть неожиданным, что каркас России, созданный в другую эпоху, для других задач и в общем, уже гнилой, не перестроить. Он может только рухнуть.