marss2: (belmondo)
[personal profile] marss2

http://www.ruskolan.xpomo.com/rasa/lombrozo.htm



Про Ломброзо в современном западном мире вспоминать не принято. И ссылаться на его книги тоже. Ведь он был социал-дарвинистом, ламаркистом и сторонников евгеники. Живи он во времена III Рейха он мог бы практически применить свои наработки по полной программе. Тогда, в те благословенные, времена этим всем можно было быть совершенно открыто и не бояться что на тебе приклеют «метку», после чего ты станешь чем-то вроде неприкасаемого в древней Индии.

Итак, всю теорию Ломброзо можно свести в двум моментам.


1. Существуют прирожденные преступники. Очень часто (хотя и не всегда, ведь криминология это не точная наука, как та же математика) они характеризуются следующими признаками:

а) Неспособность работать. Т.е. его можно заставлять работать, но сам он этого не будет делать никогда. Именно поэтом в зонах воры в законе и авторитеты принципиально не работают.

б) низкая чувствительность к боли

в) специфический почерк, похожий чем-то на древние наскальные надписи. У нас в школе был один «клиент» ( прирожденный преступник, сделал кучу ходок, сейчас в могиле) так вот, он как бы писал такой «клинописью», даже круглые буквы, такие как «О» он «писал» четырьмя палочками, отчего она напоминала ромб. Каждая буква писалась отдельно и представляла собой совокупность палочек.

г) полное отсутствие эстетического начала

д) атавистические признаки («зековская рожа», «уголовная морда»)

е) недоразвитость (или полное отсутствие) нравственного чувства

В то же время, Ломброзо изучил описание самых примитивных народов (европейские ученые и путешественники тогда массово проникали в глубь континентов и описывали первобытные племена) и пришел к выводу о практически полном соответствии психологии преступного человека и первобытных туземцев. Это и «ранги», и «масти», и рисунки на коже по которым можно определить статус, и правила общения и каста «неприкасаемых».

ж) Воровской жаргон

Знаменитый французский криминолог Габриэль Тард (сторонник Ломброзо) писал:

«Язык тюрем и острогов имеет отдаленное сходство с языками океанийцев, негров и т.п. Всякая профессия имеет свой язык. Есть он и у убийц и воров. У преступников вещи обозначаются эпитетами, изобилует звукоподражаение, много повторений. Главный же характер языка - цинизм. Это язык зверя. Он оскотинивает того, кого касается. Этот язык прежде всего зловеще весел. Он состоит из собрания крепких и вращающихся около монеты, баб и прочих мерзостей, грязных метафор и дурной игры слов и т.д. …. Преступник – урод, и, как все уроды регрессирует в прошлое расы или вида, но его регрессивные черты комбинируются иначе, и ни в коем случае не надо судить о наших предках по этому образцу».

(Г. Тард «Сравнительная преступность», 1890 г.) После революции эта и многие похожие книги были задвинуты в спецхран. Переиздана в этом году.

2. Прирожденного преступника нельзя исправить. Именно в силу того, что его преступность обусловлена генетически. Об это, кстати, тоже споткнулась советская система. Она никак не могла объяснить что люди «не исправляются» в тюрьме даже совершив 5-6 и более ходок. Нет, все всё понимали, но официально признать или написать в какой-нибудь научной работе что есть группа принципиально неисправимых индивидов было совершенно недопустимо (полное противоречие с марксистской теорией). Ломброзо предлагал их уничтожать или изолировать навсегда. Сейчас есть и смертная казнь и пожизненное заключение, но под эти две меры может в общем-то попасть и не профессиональный преступник, ибо они даются только за убийства, причем серийные. Если профпреступник не убийца он под нее никогда не попадет.

С другой стороны, очевидно, что тюрьма или зона не являются и не могут являться ни «воспитательным», ни «исправительным» учреждением для т.н. «пассажиров», т.е. тех, кто попал туда явно случайно, за какое-то однократное преступление. Даже с позиции теории систем очевидно, что нельзя исправить «непреступного» человека помещая его в замкнутую преступную среду. Ведь по известному закону энтропия в этом случае будет только расти. Вот и превращаются тюрьмы и зоны в «школы» и «академии» преступного мира. Люди усваивают психологию преступников, обрастают связями и пр. так как по теореме Пригожина вынуждены сдерживать рост энтропии максимально удобным способом, а он подразумевает неизбежную адаптацию к среде. В эту же систему оказываются втянутыми и менты, ведь «идеальный мент» - это несостоявшийся преступник. Если мы вспомним классический фильм про «Жеглова и Шарапова», то увидим, что Жеглов общается с прирожденными преступниками фактически как со своими, в то же время когда в нему в лапы попадает «пассажир» - еврейский доктор – он ему всячески хамит, цинично улыбается и пр. Т.е. ведет себя так, как преступник по отношению в «фраеру». Вайнеры сами были следователями и все эти вещи хорошо знали.
Так что максимально возможное сокращение тюремного контингента, при полной «нейтрализации» прирожденных преступников – важный элемент противодействия криминальной субкультуре как таковой




Profile

marss2: (Default)
marss2

February 2017

S M T W T F S
    1 2 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 03:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios