![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Создатель группы «Ласковый май» Андрей Разин рассказывает о том, что наглость города берет, о «родственных связях» с Михаилом Сергеевичем, «Икарусе» денег и о том, что никого в общем-то не жалко.
— В моем восприятии вы человек уникальный. Я бы вас назвала Остапом Бендером ХХI века. Вы себя таковым не ощущаете?
— Когда Горбачев посмотрел художественный фильм «Ласковый май», снятый по книге Павла Якубовича, и увидел свою роль, ему задали вопрос: «Михаил Сергеевич, вам понравилось? — Талантливый подлец, — ответил он. — Но ведь и Остап Бендер был талантливый». А когда я узнал, что Медведев дал заслуженного артиста России Вячеславу Манучарову, который исполнял роль Разина в этой картине, я понял, что самые страстные поклонники моего таланта — президенты. Это хороший комплимент, и Остапом Бендером я ощущаю себя всегда.
— Музыкант, менеджер, политик, депутат, певец, продюсер, проректор Ростовского юридического института (филиала правовой академии при Минюсте РФ), член союза журналистов РФ и РБ, писатель — есть во всем этом некое связующее звено?
— А еще я член СП Союзного государства России и Беларуси, генеральный директор Международного олимпийского фестиваля «Сочи-2014», художественный руководитель олимпийского комитета РФ и это еще не все. Стараюсь все успевать. У меня такой принцип: не отказываться от тех должностей, которые мне дают. И не забывайте, что я еще успеваю давать по 100 концертов в год.
— Для сегодняшнего человека ваше детство и юность называются «трудными»: детдом, Ставропольское ГПТУ, каменщик, по направлению комсомола участник прокладки труб Уренгой-Помары-Ужгород. Вы свою юность такой ощущаете?
— Дело в том, что, если я в 16 лет уехал в Нижневартовск по комсомольской путевке, будучи каменщиком 3-го разряда (потому что я поступил в ГПТУ и закончил 9 классов в вечерней школе), то в 17 лет я купил себе «Жигули» и нанял водителя. И если в 17 лет ко мне пришел мой первый сотрудник, то сегодня мою семью обслуживают 38 человек.
Я горжусь тем, что выбрал правильный образ жизни, горжусь, что закончил ГПТУ, стал каменщиком, что до 1984 года я работал в Нижневартовске, с 1984-го был заместителем директора Рязанской областной филармонии, а в 1985-м резко пошел в гору после прихода Горбачева к власти.
— В 80-е годы история вашей жизни стала напоминать историю плутовского романа: с 1986-88 гг. работал зам. председателя по снабжению колхоза имени Свердлова Ставропольского края и, получив деньги на покупку трактора, отправился в Москву… В колхоз вы больше не вернулись?
— Самое главное — колхоз комбайн получил (смеется). Я пришел в Госагропром, у меня на руках были платежки и доверенность на получение валюты, нужно было всего-то заключить договор и отдать валюту в обмен на комбайн. Но когда представители организации встретили молодого парня 21-го года и увидели, что я заместитель председателя колхоза с родины генсекретаря ЦК КПСС (они же понимают, что человек в таком возрасте институт не мог закончить, не говоря уже об опыте работы), возник логичный вопрос: « А почему у вас такая должность? Как вы стали зампредом колхоза?»…
Что я должен был ответить? Так и родилась фраза: «А я племянник Горбачева»,— отчего там чуть со стула не упали.
А дальше диалог был следующим:
— Что вы хотите?
— Силосоуборочный комбайн.
Вызывается начальник отдела: «Срочно из резерва выдайте комбайн и передайте в село Привольное».
Я когда услышал фразу «из резерва», то спросил: «Это бесплатно? — Да».
Мне дали наряд на получение комбайна. У меня осталась на руках валюта в огромном количестве. Я пошел в Министерство культуры, представившись племянником Горбачева, и купил вагон кассет.
— Это был план? Спонтанное решение?
— Спонтанное решение — чтобы мне не задавали лишних вопросов. Но когда я увидел, что при фразе «племянник Горбачева» всё передо мной открывается, я стал этим пользоваться. Итак, я купил кассеты и решил записать на них свои песни. На одну сторону хватило, а вторая так и оставалась пустой. Когда ехал в поезде, услышал голос Юры Шатунова, 3 месяца искал его, нашел и записал с ним альбом. Тогда и возник вопрос: как назвать группу. Юра предложил «Белые розы» — ведь эта песня была настоящим шлягером. Сергей Кузнецов — «Мама», ведь мамы у ребят не было. А я… Я слушал песню «Лето» и уловил строчки «ласковый май вступит в права». Вызвал Кузнецова и спросил, что он имел в виду, когда их писал. Как оказалось, май — последний месяц учебы, у всех хорошее настроение, каникулы — это особое чувство.
Ночь я провел в размышлении, а утром вызвал всех и сказал: «А теперь слушайте окончательное решение, которое не подлежит отмене: группа будет называться «Ласковый май».
— Почему?
— Если бы вы не спросили почему, я бы сомневался, а теперь я абсолютно уверен в своей правоте».
Так я стал правообладателем на товарный знак «Ласковый май».
— Какой была ситуация в Москве для бизнеса в начале 1980-х? Подняться мог любой?
— Нет. Никто. Тогда была статья 93 прим. В 1984 году, до прихода Горбачева к власти, за хищение в особо крупных размерах был расстрелян директор Елисеевского магазина. В то время любая финансовая афера считалась хищением, мошенничеством и кражей госсредств. Что касается концертов, все билеты должны были продаваться филармонией. Стремились наказать всех, даже директор Пугачевой отсидел 10 лет. Мне же спускали все с рук, потому что я был «племянником» Горбачева и все правоохранительные органы боялись меня трогать.
— А вы не боялись, что кто-нибудь спросит у Горбачева, есть ли у него такой племянник?
— Нет, потому что первому лицу такие вопросы не задают. Когда Крючков позвонил начальнику службы безопасности матери Михаила Сергеевича с вопросом: «Кем Андрей Разин Михаилу Сергеевичу Горбачеву приходится?» — тот сказал: «На этот вопрос может ответить только Михаил Сергеевич. Я вам одно могу озвучить — он самый близкий человек в этой семье». После этого Крючков сам написал Горбачеву письмо о моих похождениях и просил санкций Горбачева на мой арест. Это письмо, благодаря Ельцину, попало ко мне в руки. Кстати, в «Одноклассниках» я его выложил. На 8 листах он уговаривал Горбачева дать ход действию против меня, но… Произошел путч, и Ельцин превратил меня в оружие против Горбачева. Он натравил меня на Горбачева тем, что отдал мне секретное письмо на руки для того, чтобы я Горбачева в этот момент громил.
Когда мне позвонил А. М. Яковлев и спросил, почему я не собираю пресс-конференцию: «Ведь Горбачев хотел вас расстрелять?»
— Я ответил: «Не вмешивайтесь в нашу семью, мы сами разберемся». Они все обалдели — я и из этой ситуации выкрутился.
— «Ласковый май» — это тот проект, который сделал вас знаменитым. В чем, на ваш взгляд, была фишка этой группы? Или вы просто попали в нужное время в нужное место?
— Фишка этой группы в продюсере. 99% популярности человека зависит от продюсера. Я допускаю только 1% на талант.
— То есть если я захочу петь, вы сможете сделать меня звездой?
— Только исключительно я. Ни ваше пение, ни ваш талант, ни ваша красота не будут иметь к этому никакого отношения. Только продюсер.
— Какие рычаги вы нажимаете?
— Пресса, внешность. Может ли народ купить на вашу внешность билет.
Меня не интересует, что вы поете, как вы поете. Меня интересует, как вы выглядите. Смогут ли люди покупать билеты на это лицо. Второе, меня интересует: кто ваши родители.
— А это зачем?
— Для того чтобы не было контроля над продюсером. Я как продюсер всегда освобождаюсь от контроля родителей. Поэтому желательно, чтобы родители практически отказались от своего ребенка, и такой случай произошел с братьями Гуровыми. Когда я их взял в «Ласковый май», то, придя к отцу и матери, сказал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были в составе группы, нужно выполнить одно условие — отдать мне детей: я их забираю, устраиваю в интернат и после оформляю опекунство». Родители согласились. Именно благодаря этому и Андрей, и Юра стали популярными. В них заложено именно мое воспитание. Позже мама мальчиков мне сказала: «Самый счастливый день в моей жизни, когда я передала своих детей вам».
И только третье — ваш талант. Не можете петь — заставим, не умеете — научим, все равно запоете так, как я говорю.
— Не страшно было подделывать «Ласковый май»? Чем вы руководствовались и как себя оправдывали?
— Если племянник Горбачева разводит министров и министры подчиняются ему, то почему бы племяннику Горбачева не создать 60 «Ласковых маев» и не получать с них по 50.000 рублей в день.
— Сейчас вы не боитесь?
— Мы единственная группа, которая легитимизировала свои доходы. Я пришел в налоговую инспекцию и сказал, что заработал нечестным путем 32 миллиона советских рублей (это был 90-й год) и готов заплатить 13% налогов. Минфин обалдел: «А где эти деньги? — Они спрятаны, но с этой суммы я готов отдать 13%». Я эти деньги отдал, потом подал в суд (так как на меня было возбуждено уголовное дело за мошенничество и превышение должностных полномочий, а также хищение госсредств в сумме 32 млн рублей) и юридически установил, что государству ничего не должен, так как заплатил налоги. Государство от меня отстало.
— Не только отстало, но и предложило должность старшего судебного пристава Хостинского районного отдела г. Сочи.
— Да, я полковник юстиции. Я проработал в этой должности с 2001 года по 2007 год. Это очень хорошая должность в моей жизни. Она показала мне правовую сторону курорта и наведения порядка в городе. Благодаря этому в 2008 году я стал худруком Олимпийского комитета и назначен директором Международного олимпийского фестиваля «Сочи-2014».
— Вы продумываете жизнь на ход вперед?
— Я продумываю на 10 лет (Улыбается).
— В 1996 году на выборах вы представляли интересы Зюганова, хотя Ельцин спас вас от тюрьмы. Почему же вы не поддержали Ельцина в нужный момент?
— Когда за Ельциным побежали все артисты и стали «спасать Россию» концертом «Голосуй или проиграешь», то во мне сыграла патриотическая кровь — не все же продажны.
И мы с Шатуновым решили не продаваться, хотя нам предлагали 20.000 долларов за концерт, а всего их было 50.
Тогда я понял, что не все оценивается деньгами, тем более, что бабушка моя собиралась голосовать за Зюганова. Я подумал: неужели я за доллары должен продать свою бабушку? В результате, я был единственным доверенным лицом Зюганова среди молодых.
— За деньги?
— Бесплатно. У него даже денег не было. Мы дали в поддержку его 300 концертов всеми моими левыми коллективами! (Смеется)
— Чьи интересы вам были ближе на выборах-2012? Вы сами-то президентом стать не хотите?
— Мне достаточно того, что меня знают, приглашают. За Путина проголосовало 46 миллионов, а на мои концерты пришло 47 миллионов человек. Отличает нас только одно: чтобы прийти на мои концерты — нужно заплатить, а за Путина — все бесплатно. Чтобы поддержать Разина — нужно деньги отдать, а чтобы поддержать Путина — платить не надо.
Я считаю, что власть в нашей стране дается волей Бога. Когда-то Владимир Путин получил благословение первого лица и с честью это несет в своей жизни. Я голосовал за него, голосовать больше было не за кого.
— А за Прохорова?
— У Прохорова слишком темное прошлое…
— На фоне-то вашего?
— На фоне нашего — это по 3 рубля со всей страны и не сесть в тюрьму. А у Прохорова — красные заводы. Если у человека есть подозрение на кровь, то он не руководитель. Мы уже знаем наших кровавых руководителей, которые устраняли и уничтожали людей. Это опасно.
— Недавно вы и два солиста вашей группы стали депутатами Горьковского сельсовета Новоалександровского района Ставрополья, оставив с носом трех единороссов. Зачем вам это депутатство, кажется, не ваш это размах?
— Я просто хотел проверить силу действия бренда «Ласковый май» в современной России. Как видите — работает! Сейчас в нашей стране идет активная регистрация партий.
Вот когда вся шелуха отсеется, я буду регистрировать партию «Ласковый май».
— Можно ли сравнить МММ и «Ласковый май»?
— Все, кто сотворил финансовое чудо и при этом сел в тюрьму, включая Ходорковского, — это слабые, не заслуживающие уважения люди. Я не уважаю таких бизнесменов, для меня это оборванцы, проигравшие люди, люди второго сорта. Это большие проходимцы и неудачники. Я люблю только победителей. Для меня удачливый тот, кто сделал бизнес и не сел в этом государстве.
— В Минске вы являетесь совладельцем туристическо-охотничьего хозяйства «Бобровая хатка», строите усадьбу «Лисья нора», и это в тот момент, когда белорусы стонут, что в этой стране невозможно заниматься бизнесом. Научите белорусов: как начать зарабатывать деньги. Может, у вас есть какие-то базовые правила?
— Белорусы не имеют нефтяных, энергетических ресурсов. Значит, для вас источник дохода — высокоинтеллектуальные технологии, заводы, промышленность, производство. Ваша страна идет правильным путем, а вашему президенту нужно поставить памятник. Александр Григорьевич не дал разворовать заводы, не дал их приватизировать, а соответственно, сохранил стране 6,5 млрд долларов. Ведь в России ровно такую сумму выделили на восстановление разрушенных заводов, а их так и не восстановили. А у вас все работает — и это практическая заслуга главы вашего государства.
Помните, был период, когда вся Россия открывала у вас представительства? Я был представителем Карачаево-Черкессии в Беларуси. Для чего это делалось? Чтобы хоть как-то через Министерство иностранных дел получить вашу технику. Когда создавалось союзное государство, все хотели иметь главой Лукашенко, а не Ельцина — и это была зацепка. Только из-за политических разногласий запретили иметь представительства в вашей стране.
— Напоследок скажите, что для вас деньги и в чем состоит счастье?
— Деньги ничего для меня не значат вообще, потому что я пережил столько реформ! Однажды мне позвонила мама Михаила Сергеевича Горбачева, Мария Пантелеевна, и предупредила, что скоро будет замена денег. У меня «Икарус» рублей, я быстро собираюсь в Сочи, покупаю рекламную газету, скупаю за несколько дней практически всю недвижимость в городе… Как люди радовались, что все продали, а наутро проснулись — а деньги уже не годны. (Смеется)
— Ой, людей ведь жалко!
— Но это уже не мои вопросы. Так вот как я отношусь к деньгам — да ужасно.
Стоя на фоне своего замка в Ставрополье, я сказал НТВ, что моя мечта — стать бедным, чтобы у меня все забрали, отобрали, выкинули меня на улицу в одних трусах…
Но… Голова-то умная! Я все равно разбогатею! Невозможно быть бедным с такой головой.
— Так у вас горе от ума?
— Точно, давайте так и назовем нашу статью.
http://bolshoi.by/persona/andrej-razin/