marss2: (belmondo)
[personal profile] marss2
В начале Великой Отечественной войны многие жители Украины считали, что защита советской власти – это дело коммунистов и евреев, а простых людей это не касается, так как не соответствует их интересам.
Лучше всего подобное отношение демонстрируют высказывания простых киевлян, многие из которых попали в архивы советских спецслужб благодаря доносам информаторов.
Проживавшая по ул. Юрковской Евгения Артемьевна Голышевская оценила угрозу захвата Киева германской армией следующим образом: «Мое мнение, что русским и украинцам уезжать из Киева не следует, так как вместе с немцами придут украинцы и будет Гетман… До сих пор русские и евреи не давали жить украинцам, захватив себе все лучшее»

. Подобные настроения выразила и киевлянка С. Ф. Зеленская: «Немцы – культурный народ и бояться их надо только евреям и коммунистам, а остальным нужно спокойно ждать»2.
Весьма показательными стали слова связной запасного подпольного горкома «Матрены».
После вступления в Киев немцев она категорически отказалась работать в подполье, заявив, что это «жидовская лавочка», которая занимается дурью3.
Следует отметить, что подобные настроения были присущи не только Украине и Киеву.
Современный российский исследователь А. Посадский приводит несколько примеров антисоветских и антиеврейских настроений в неоккупированной российской глубинке осенью 1941 г.4 С приходом немцев и при их подстрекательстве такие настроения выплеснулись на киевские улицы.


По свидетельству секретаря Петровского подпольного райкома И. Скляренко это присходило так:
«Я сам был очевидцем такого факта: идет по улице еврей и сразу, конечно, не видно, что это еврей, но кто-то его узнает и кричит «жид», за ним бегут, догоняют, начинают избивать.
Так было вначале, а сейчас многие поняли, что мы еще сильны.
Тогда спешили выслужиться перед новой властью. Или другой факт: я ехал рано утром на Куреневку вместе с рабочими, стоит русская женщина и вдруг заявляет – вон пошел жид.
Полицейский сразу выскочил, догнал, схватил за шиворот, женщина подбежала, закричала – он, он, его полицейский ударил по затылку и повел в полицию. Немцы, конечно, долго бы искали этого еврея, и может быть не нашли бы, так наши помогли.
Многие, конечно, на этом нажились – разбарахолили имущество евреев и коммунистов»5.
Несмотря на подогреваемые немцами антисемитские настроения, многие киевляне, рискуя собственной жизнью, помогали евреям избежать расстрела, прятали их в своих жилищах, помогали достать фальшивые документы, принимали еврейских детей в свои семьи.
По информации связного ЦК КП(б)У А. Левченко, неизвестная украинка прятала у себя евреев:
«Как раз это ни в какой мере нельзя отнести к той женщине управдому, которая мне помогла прописаться, устроиться с жильем и работой. Мне еще Борис Платонович говорил, что опасаться этой женщины не следует, так как она вполне наш человек. Он мне рассказал, что она скрывает одну еврейскую семью не то у себя, не то где то на квартире. По национальности она украинка»6.
По Киеву ходили слухи, что немцы поначалу хотели устроить для киевских евреев гетто на Куреневке.
Однако, согласно этим слухам, после взрывов на Крещатике, в которых немцы обвиняли и евреев, ими было принято решение о полном и немедленном уничтожении всего еврейского населения не только Киева, но и других недавно оккупированных районов Украины7.
После Бабьего Яра посчастливилось выжить Семену Григорьевичу Сатановскому:

«Очутившись в окружении 22 сентября 1941 г. я попал в плен и был направлен в лагерь в гор. Борисполь. Там я пробыл три дня, откуда бежал в гор. Киев. Находясь в гор. Киеве без всяких документов и средств к существованию, я скитался дня 3-4 по всевозможным закоулкам. После всех этих страданий меня схватили и погнали в Бабий Яр. Это происходило 29 сентября 1941 года. Когда меня подвели к яме, где расстреливали евреев, я начал говорить, что я украинец и попал по ошибке, что я подносил евреям вещи, и меня немцы вместе с евреями привезли сюда. Мне поверили и отвели в сторону. Через некоторое время приехал немец, доктор Босс, которому я также все это рассказал, он мне также поверил на слово и забрал меня с собой и… устроил на работу при школе, куда свозили еврейские вещи для раздачи их фольксдойчам. Вначале я работал там рабочим, а после бригадиром, там же я достал себе документы на имя Ткаченко Семена Павловича, на работу старался устраивать украинцев, вещи старался в большинстве случаев раздавать украинцам и пленным. В октябре месяце 1941 г. стал жить с тов. Пеленчук Марией Александровной…»8.

Впоследствии Сатановский стал участником подпольной группы В. П. Назаренко.
Несколько примеров помощи киевским евреям со стороны украинского населения, и даже полицаев, приводит А. Прусин9.
В последние годы получили известность факты спасения евреев настоятелем Покровской православной церкви на Подоле Алексеем Александровичем Глаголевым, его женой Татьяной Павловной и их детьми-подростками Магдалиной и Николаем
. В октябре 1941 г. свояченица А. Глаголева Мария Егорычева попросила семью священника помочь своей невестке, еврейке Изабелле Миркиной укрыться от нацистов.
Татьяна Глаголева отдала Миркиной свой паспорт. Благодаря этому Миркина смогла покинуть Киев и какое-то время прожить в селе. Однако, в конце ноября Миркина, чувствуя опасность, вернулась в Киев. Глаголевы поселили Изабеллу и ее двухлетнюю дочь у себя как своих родственников.
До самого освобождения Киева Красной Армией Миркины жили в церковной усадьбе по адресу ул. Покровская

7. Кроме этого, отец Алексей оформил церковные метрические записи на жену Дмитрия Пасечного Полину и его тещу Евгению Шевелеву. Много усилий, правда неудачных, приложили Глаголевы для спасения крещеных евреев Николая и Людмилы Гермайзе и их сына Юрия.
12 сентября 1991 г. Алексей, Татьяна и Магдалина Глаголевы, а 8 октября 2000 г. Николай Глаголев были удостоены звания Праведник народов мира10.
Курс нацистов на полное уничтожение евреев сделал их надежной социальной опорой советского Сопротивления.
Членами киевского подполья также были евреи С. Пекер, С. Линько, В. Письменный, В. Либерман, О. Светличная, Т. Маркус, Л. Дисина, Л. Шрайбман-Гуменюк и др. Евреем по национальности был секретарь запасного подпольного горкома Киева С. Бруз.
Бруз проявил себя как активный и непримиримый борец с врагом.
При попытке его ареста гестаповцами, Бруз ранил в шею предателя И. Кучеренко, а затем застрелился

http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache%3ATvfWpnlph7EJ%3Aeadnurt.diit.edu.ua%2Fbitstream%2F123456789%2F3863%2F1%2FSlobodyanyuk.pdf+&cd=1&hl=en&ct=clnk&gl=ru

Profile

marss2: (Default)
marss2

February 2017

S M T W T F S
    1 2 3 4
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 28th, 2025 06:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios