![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
В нормальной неутопической школе между учеником и учителем существует заведомая дистанция: классное руководство, предметные часы, допзанятия, план по четвертям и т.п.
Школьник естественным образом противостоит преподавательскому корпусу и администрации: опаздывает, прогуливает, лодырничает, хулиганит, получает замечания за поведение и не выполненные домашние задания, родителей тягают в школу. Он автономен.
А вот там, где культивируется ненасильственная педагогика, неформальное общение учителей и учащихся - там дистанция нарушена, и личная автономия школьника нарушается в гораздо большей степени.
И если в обычной школе личная порядочность учителя важна, но не критична, то здесь учитель по неосторожности или неграмотности может свернуть мозги сотням подростков.
А если учитель умелый и талантливый, но при этом негодяй - будут происходить истории, как в "математической" 57-й школе.
Тут, кстати, еще вопрос - а насколько профессионален был этот закончивший МГПИ им. В.И. Ленина историк? Система-то закрытая. А бывшая его ученица на полном серьезе пишет, что профессиональный историк (то есть действующий исследователь) должен иметь политическое мышление и критиковать власть - хотя какое отношение политические взгляды вообще имеют к профессиональной работе историка?
Я проработал в школе учителем истории 1998-1999 учебный год - во всех классах. Ученики были разные, интересующиеся и хамоватые.
И позиция администрации была разная в разных случаях, но один момент я запомнил очень хорошо.
Я вел дополнительное занятие с проблемной 8-классницей.
Дверь открывалась, в коридоре шумели, и я закрыл ее на ключ. Завуч постучала, заглянула, увидела нормальную обстановку: на рабочем столе раскрыты материалы, школьница за 3-й партой с учебником и тетрадью.
Посмотрела на меня и негромко, со смыслом сказала: "Не запирайтесь".
Потому что не может быть у учителя с ученицей никаких тайн, никакого закрытого для других общения.
Все тайны - для семьи и личной жизни.
А педагогическая утопия - это вредно.
"Многое, что происходило в 57-й, - это результат смешения двух функций: школы как дома родного и школы как государственного образовательного учреждения. Многие мечтали о школе-доме, уютном и теплом - и, собственно, это получили. Со всеми огромными достоинствами - с учениками, которые реально любят школу, с действительно очень хорошей, комфортной средой, с эмоционально вовлеченным, а иногда бурно реагирующим на все сообществом выпускников. Ну и со всеми рисками, которые возникают, когда размываются границы формальных отношений
Подробнее:http://www.newsru.com/russia/16sep2016/mauschool.htmlДействительно, сближение школьников с учителями или учительствующими - дело не безобидное (и не только в этом отношении).
Но 57 школа выделялась из прочих высокоинтеллигентских школ еще по двум параметрам
1. Очень высокая степень корпоративности (и это еще не так страшно, есть одна старая высококорпоративная структура с своими издержками, и в общем безобидная)
2. Высокоразвитое чувство превосходство над окружающими.
Пр советской власти она была приличной матшколой (одной из нескольких, клонированных Константиновым), ее еще хватило на несколько нормальных лет (у меня там в середине 90х учились двое знакомых). А особым духом оттуда начало крепко разить где-то уже в конце 90х
В прошлом у них над душой стояли партком и районо - это и удерживало уровень. Это кроме прочего сдерживало неуемное экпериментаторство и пламенный энтузиазм.
А без советской власти такие школы разлагаются, как вообще все советские институции
=========================================================================================
Читаю уже неделю посты про 57-ю и тихо, дорогая редакция, офигеваю. "Уникальный коллектив", "теплая дружеская атмосфера", "одна семья", "честь школы"...
Многолетняя работа в детской газете "Глагол" (вы тут многие ее знаете) и общение через наших юнкоров почти со всеми школами столицы научили меня: где теплый коллектив и все как одна семья -- там обязательно какое-то дерьмо.
Идеальных коллективов не бывает. В норме кто-то недоволен, кто-то с кем-то собачится, дети ненавидят физичку или там математичку, а один ябеда стучит завучу, но под страхом "темной" в туалете, а остальные знают, что "темной" не будет, потому что коллектив не монолитен и кто-то заложит.
И под этим перекрестным огнем претензий ни одна Страшная Тайна не уцелеет.
Любой нарыв прорывается моментально, не переходя в хроническую форму. Я назову это социальным иммунитетом.
В теплой дружеской атмосфере всеобщей любви, семьи и мимими социальный иммунитет подавлен.
Нет перекрестного огня претензий, возмущенные лейкоциты не устраивают митингов в коридоре перед кабинетом алгебры, социальное нагноение переходит в сепсис.
У меня вот была школа, в чем-то -- отличная, в чем-то -- с траблами. И я уверена, что так и надо. Дети должны школу немножко не любить.
Немножко критически к ней относиться. Спорить с учителями (ух, как мы спорили). Не принимать всё за чистую монету.
У нас в 11-ом классе прислали преподавать физику 24-летнего парня, высокого, красивого. Поскольку мы не были "как одна семья" и ненавидели физику, то никаких эксцессов просто быть не могло. Он был из другой касты -- касты учителей. И он решил научить нас закону переменного тока. Ха-ха, не на тех напал! Мы над ним ржали.
В такой здоровой обстановке нахождение учеников с преподом в пикантной ситуации исключено, да кто ж поедет к нему на дачу на выходные, мало что ли его среди недели!
В такой здоровой обстановке нельзя ни под юбку ученице лапы запустить, ни -- что тоже важно -- никакую идею вживить в критически настроенный, слегка ощетиненный для защиты детский мозг.
Ни идею исключительности.
Ни коллективной ответственности.
Ни социального дарвинизма.
Ни любви к товарищу Ким Ир Сену.
Ни желания ходить в строю гитлерюгенда.
Ни комплекс неполноценности.
Ни даже комплекс превосходства.
Вы как хотите, а я за психическую независимость ребенка от школы, коллектива, да чего угодно. Мне кажется, это дороже любого, абсолютно любого, даже самого высокого уровня преподавания.
Вы не слышите сами, что это уподобление школы семье -- это самый что ни на есть аутентичный совок, коллектив, рвущийся заменить человеку интимное домашнее пространство? Ведь неслучайно дети родителям боялись рассказать! Родителям -- боялись! У меня в голове не укладывается. Чтобы я перед родными мамой и папой покрывала какого-то там препода?!
Это же то самое, что вы все якобы так не любили в СССР. Видимо, вдолбленное с детства -- не вытравливается. И кому-то кажется, что стройный отряд октябрят, славящий дедушку Ленина -- это фу, совок, а если тот же отряд будет славить родную школу -- это уже другое дело!
А вот не другое ни фига.
Когда я слышу про опороченную честь школы, мне хочется схватиться за что-нибудь тяжелое.
Это же у них были элементы инициации -- примитивной первобытной инициации.
А вы думали, это образование XXI века для людей с хорошими лицами.
Но вы можете пребывать и дальше в уверенности, что общинный коллективизм клевая штукенция, если наполнить ее Добром, Светом и Мимимишечкой.
Dixi.
Школа иерархична, школьник находится в естественной оппозиции учителям, и влезть к нему в душу без разрешения достатончо трудно. а вот если культивируются особые отношения - тогда ой
- надо ставить детям границы. Мы чувствовали, что мы и халдеи - это два народа, хотя многих халдеев любили или уважали. А иногда границы стираются - и слишком сильно.
Тошнит от этих "ШКОЛА как семья". Как будто о семейном насилии, безжалостном и неостановимом, они не слыхали...
а кто сказал, то это лучшая школа ? они сами.
Как-то много в этой школе недолюбленных детей, почитающих за большое счастье внимание педагога.
Наивных - будто вчера вышедших из глухого леса, где провели всю жизнь
. Откуда у родителей вдруг такое доверие к учителям. И восторг, граничащий с раболепием.
Московские дети, семьи с возвожностями. Ну объясните мне, каким магом и волшебником должен быть учитель, чтобы его внимание ТАК ценилось.
Я закончила обычную московскую школу в пролетарском районе Кузьминки в 1979, в глубоком, стало быть СССР. И у меня были учителя, которых я обожала. И мы долго шушукались в углу актового зала на танцах, кто первый из девчонок решится пригласить на танец учителя литературы. И был учитель музыки, в которого тоже влюблялись
. И в старших классах пришел очень симпатичный физрук.
И про него мы тоже шушукались. Ужасно смешно вспоминать. Но если бы кто-то из этих учителей предложил мне выпить, я бы в ту же минуту изменила о нем мнение. У меня свободы было - половником хлебай.
Но границы все же были: чужой человек, очень уважаемый, но чужой. А тем более мужчина в расцвете лет.
Как можно доверять до такой степени учителю, да будь он супер гениальным предметником.
Мой класс с завучем ругался касательно ношения школьной формы в теплое время года, сошлись на компромиссном варианте просто таскать пиджаки с собой. И это пиджак. Пиджак даже если надеть и носить, то это не в мозг и в душу.
но дело ж даже не в форме. осознавать свои границы и свою психическую отдельность от родителей ребенок в норме начинает в три года, в три, Карл.
а тут полно взрослых с такиииим слиянием. чем они в педвузе учились,
спрашивается, каким таким томиком Пиаже их надо по голове лупить, чтобы дошло
Очень точно написано. Справедливо к любой массе людей, объединённых некоторой работой. А школа - это тоже работа и тоже корпорация, так что и законы там применимы те же, что и в любой фирме. Там даже тимбилдинги есть в формате спектаклей, весёлых стартов и прочей самодеятельности.
Безотносительно школы: если про какую-то компанию вы слышите "мы все как одна семья" и прочие ля-ля — бегите! Со всех ног бегите! Это гарантированный трындец с недоплачиваемыми зарплатами, переработками без компенсаций, мудаком в начальниках и богатым букетом говна в самом коллективе. Вот прям с гарантией. Исключений не бывает
Подпишусь - декларируемая дружба коллег друг с другом в засос в компании всегда признак какого-нибудь палева. Обычно это переработки постоянные или зарплата ниже рынка.
.
Всё верно, только уподобление школы семье это не "совок", это секта.
Родная 1543 тоже во многом стала сектой. Не педофилической, к счастью, а просто сектой самоназначенных übermensch'ей.
кажется, тут публика не понимает суть спецшкол.
Секс с детьми это только вершина айсберга, а основа там это постоянная ебля детских мозгов, которая за десять лет почище тоталитарной секты зомбарей производит.
По выборке моих одноклассников, народ после этого в себя к четвертому десятку лет только начинает приходить, да и то не все
А с какой целью детей зомбируют?
В первую очередь, как и в любой секте — беспрекословное послушание старшим в иерархии.
ученик должен в норме немного ненавидеть свою школу. И учителей, конечно, тоже. Тогда для подобного просто нет почвы, любые поползновения мгновенно сдают сами же ученики.
1. Во всех школах, где я учился, учителям не доверяли. Учитель это враг, представитель администрации. Что все эти разоблачители несут про обманутое доверие детей? Какой нормальный, умственно полноценный подросток доверяет учителям? Что-то здесь не так.
2. Опять же, во всех моих школах немногочисленные учителя-мужчины были лохами, странными личностями. В глазах школьников они были ебанатами по жизни. Никакой школьницы они соблазнить не могли.
да уже сама встреча выпускников через 30 лет заслуживает внимания докторов
https://www.facebook.com/natasha.pochti.rostova/posts/1237175786327493
=========================================
Для меня это стало большим потрясением, но не могу сказать, что что-то прям новое узнала о человеческой природе. Это просто, скажем так, подтверждение некоторых вещей.
И тусовку людей, которые начинают с того, что "мы особенные, мы умнее и лучше остальных, нам можно не соблюдать эти скучные правила", а заканчивают трэшем-угаром-гуселожеством, я видела - точнее, даже несколько разных тусовок. Причины считать себя лучше других были самые различные, а вот последствия довольно однообразные.
И о том, как опасен "уникальный коллектив" и "теплая дружеская атмосфера" - как легко в тепле заводится и распространяется всякая гниль, и как трудно в "уютной атмосфере", в постоянных задушевных беседах, тусовании, взаимном подогревании и самовосхвалении не то что ей противостоять, а хотя бы осознать, что это гниль, а не цветочки - тоже знаю не из книг. Собственно, по гибели старого РОДа я это и знаю.
На этом примере и на некоторых, происшедших позже, я стала ОЧЕНЬ настороженно относиться к любым практикам смешивания семейных, сексуальных, тесно-дружеских и т.д. отношений с деловыми.
Наверное, вообще без этого обойтись невозможно. Но где можно - лучше обходиться. Или хотя бы четко сознавать последствия и стараться не терять голову.
Не надо превращать свою фирму, школу, организацию в "семейный бизнес" (как я понимаю, в 57-й еще и это произошло). Это неизменно ведет к очень, очень плохому.
Когда, пардон, спишь с сотрудниками - любой конфликт или охлаждение, неизбежные в романтических отношениях, непременно скажутся на работе.
Когда берешь к себе на работу друзей просто за то, что они друзья и клевые ребята - ценных сотрудников не приобретешь, а вот друзей рано или поздно потеряешь.
Когда влюбляешься в человека, с которым вместе работаешь... ну нет, у меня не повернется язык сказать "не влюбляйся". Но и здесь есть темная сторона. Отключается критическое мышление - а на работе оно иногда бывает очень нужно.
Но самое стремное - не какие-то отдельные личные отношения, а вот это "возьмемся за руки, друзья". Уникальный коллектив и теплая дружеская атмосфера, в которой можно проворачивать любые пакости.
Это очень сильное ощущение - когда ты в кругу друзей, все мыслим одинаково, все друг друга любим и понимаем, один за всех и все за одного, прекрасен наш союз, вместе несем свет во тьму и делаем большое благородное дело.
Это как наркотик. Вдохновляет и окрыляет. Очень многое можно отдать за то, чтобы в этом светлом кругу остаться. За него продолжаешь цепляться, даже если умом-то понимаешь, что он давно уже не светлый и окрылять перестал. А добровольно из него уйти или, тем более, какими-то своими действиями его разрушить - так же "легко", как с иглы слезть.
"Теплая атмосфера" очень привлекательна, но совершенно противоположна тому, что требуется в делах, особенно в работе с людьми - холодной голове, трезвому, ясному рассудку и способности сохранять автономность.
Но с другой стороны, там, где идет работа с людьми, тем более, с детьми, атмосфера все-таки желательна именно теплая. Как это совмещать, не знаю.
Ну и еще такие истории объясняют, что такое мораль - даже та самая, "пуританская" и "ханжеская" - как она работает и зачем нужна.
https://www.facebook.com/nat.holmogorova/posts/1107353896008322
==========================================
Почитал ФБ о скандале в 57-ой школе, пишут, что они там разнузданные либералы, и поэтому у них все так. Они действительно разнузданные либералы, только я боюсь, что это в данном случае не при чем.
Хуже того, рассуждения на тему "такие гадости случаются с плохими людьми, которых сразу можно отличить от нас, хороших" - это часть того психологического механизма отрицания, из-за которого безобразия так долго происходили из-за которого скандал развивается так, как он развивается.
Это может происходить у разнузданных либералов, у строгих патриотов, у людей нечестивых, у благочестивых, у кого угодно, где взрослые постоянно общаются с подростками.
Какой-нибудь строго патриотический молодежный клуб "иконы и искандеры" тут ничуть не застрахован, вообще никто не застрахован.
В реакции "сделайте меня это развидеть/расслышать" тоже ничего специфически либерального нету.
Увы, это человеческая природа.
Когда есть круг людей, который ты любишь и ценишь, в котором тебе тепло и хорошо, и тут в этом круге заводится гадость, то первая и естественная реакция - "я не верю, мы-то хорошие люди, у которых такого не может быть".
А потом "а давайте мы на тормозах как-то потихоньку все спустим, не будем давать врагам повода".
"Да как нибудь рассосется, они больше не будут".
Это как раз очень понятная человеческая (и, конечно, абсолютно ложная и пагубная) реакция.
Да все ж уже происходило - в патриотических клубах, в лагерях, в прочих коллективах. В тех же деталях и подробностях вплоть до шантажа "если ты расскажешь, наш прекрасный клуб/лагерь/кружок закроют".
Вероятность чего-то подобного многократно усиливается в замкнутых сообществах, члены которых склонны к взаимному любованию. Вне зависимости от идеологической базы сообщества.
Гордынька прокладывает дорогу?
Влияет, наверное, но всё этим качеством не объяснишь. В такой среде ещё и эротика у человека как-то иначе развивается.
https://www.facebook.com/sergey.hudiev/posts/1323559480990240