Казалось бы, 25 лет – срок вполне достаточный, чтобы выросло целое поколение молодых людей, которые знают об СССР понаслышке. Однако «советская Атлантида» до сих пор служит и точкой отсчета, и нулевой координатой, и источником идентичностей и мифов, отбрасывая свою исполинскую тень на пространство, именуемое «постсоветским».
Доцент исторического факультета Иркутского государственного университета Сергей Шмидт посвятил ценностям и эмоциям «советской Атлантиды» лекцию в ходе прошедшей недавно в Калининграде Летней школы Studia Baltica VI. Корреспондент Пресс-клуба «Содружество» побеседовала с ним о том, можно ли на основе постсоветской идентичности взрастить новые ценности и общность.
- Сергей Федорович, недавний опрос общественного мнения в постсоветских странах показал: среди тех, кому за 35 лет, почти две трети считают, что в Советском Союзе качество жизни было выше, чем сегодня. Среди россиян таковых 64%, среди казахстанцев – 61%. Больше всего – среди жителей Армении (71%) и Азербайджана (69%). С чем, на ваш взгляд, связаны такие результаты?
- У меня нет негативного отношения к советскому прошлому, но я думаю, что поздний Советский Союз, который могут помнить люди, принимавшие участие в этом опросе, - это идеальный объект для ностальгии, когда вспомнить приятно, но жить там все-таки не хочется. Тем не менее, можно сказать интервьюерам, что еще и вернуться туда хочется.
Советский Союз – это как детство. Наивное, несерьезное, нежизнеспособное во взрослом мире, но которое всегда приятно вспомнить, потому что это детство было еще и общим для всех. Поэтому я понимаю людей, которые положительно отвечают на такие вопросы. Но скромно предположу, что они немножко лукавят, когда говорят, что там было намного лучше.
( Read more... )