![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)

( Read more... )
Впереди – долгий сезон низких цен на нефть, газ и другое сырье. Обвал мировых цен на нефть – минус 40% за пять месяцев. Уже три года падают цены на металлы. Никель подешевел на 50%, алюминий – примерно на 30%, медь – на 35%. И золото, вездесущее золото, спаситель в минуты роковые, тоже упало на 40%. За три последних года пшеница стала дешевле на 30%.
Все это – сырье, наш хлеб, то, что дает миру наша экономика. Семь десятых экспорта, больше половины доходов федерального бюджета. Похоже, страшно сказать, на необъявленные санкции. К тому же доллар тяжелеет к мировым валютам. Когда он укрепляется, то тянет вниз мировые цены на сырье. Эти цены – финансовые. Они делаются на биржах товарных деривативов в Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне, Канзас-Сити, на золотом рынке Цюриха.
В 2000-х годах доллар восемь лет слабел, и Россия гуляла, как на свадьбе. Цены на сырье выросли в 3–4 раза. Сегодня ровным счетом все наоборот. Велики шансы, что доллар как мировая валюта год от года будет укрепляться. А цены на сырье будут прогибаться вниз под его свинцовым весом. У доллара 15–17-летние циклы (8–9 лет слабеет, 7–8 лет укрепляется) с начала 1970-х годов, когда его лишили связи с золотом.
Это о ценах. А теперь о физических объемах экспорта, кормильца нашего. Якорный клиент России в поставках сырья – ЕС. Это около 50% внешнего товарооборота. Мы занимаем одну треть рынка топлива ЕС, в восточно-европейских странах – до 80–100%.
(с) Дмитрий Петровский
В романе Набокова "Защита Лужина" был такой чудный эпизод, где главный герой, шахматист Лужин, приходит в гости к родителям своей невесты. И отец, просто чтобы что-то спросить, интересуется, нет ли в шахматах такого хода, чтобы наверняка выиграть.
И Лужин радуется даже такому идиотскому вопросу- вот, нашелся человек, которому интересно дело его жизни. Он начинает объяснять про "сильные" и "тихие" ходы, предлагает смоделировать ситуацию на доске, вообразить себе партию, в которой вот такое положение, и противник ходит так, а мы... И только тогда замечает, что говорит в одиночестве- все уже ушли обедать.
Так вот, в мире есть нация, которая свято верит в то, что такой универсальный ход, гарантирующий победу, существует. Ход, который обращается к коллективному опыту человечества как вида, а потому хорош для всех, и в принципе не может быть неверным. Это, как вы понимаете, американцы.