![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
На скамье подсудимых — комбат добровольческой спецроты милиции «Торнадо» Руслан Онищенко и 11 его сослуживцев. Они обвиняются в организации преступного сообщества, пытках, изнасилованиях, грабежах, похищениях людей и других особо тяжких преступлениях по отношению к мирному населению в зоне боевых действий на востоке Украины.
Один из бойцов «Торнадо» в июле 2016 года ранее уже получил тюремный срок за изнасилование в извращенной форме жительницы Луганской области. Новопсковский суд Луганской области приговорил его к шести годам колонии.
В ходе процесса прокуроры и судьи, ведущие процесс, подвергаются колоссальному давлению со стороны общественности. У здания суда сторонники комбата, не согласные с его арестом, устраивают стычки с солдатами Национальной гвардии. Их поддерживают некоторые депутаты Верховной рады, один из которых, Семен Семенченко, напрямую призывает «штурмом брать здание суда». Сами обвиняемые в своих многочисленных интервью (несмотря на арест, они имеют свободный доступ к интернету) проводят общественные кампании в свою защиту и рассказывают о жестоком к себе обращении со стороны правоохранителей, провоцируя волну возмущения.
На заседаниях, которые проходят в закрытом режиме, торнадовцы ведут себя развязно и агрессивно. Забрасывают участников процесса собственными фекалиями, поливают мочой, устраивают истерики, угрожают судьям и прокурорам: «Я выйду, сука, и буду насиловать твой труп резиновым членом».
Атмосфера на заседаниях накалилась до такой степени, что прокуратура была вынуждена дать добро на обнародование видео поведения обвиняемых в зале суда.
Суд над бойцами батальона расколол украинское общество. Он бросает тень на все добровольческое движение, которое олицетворяет собой тот самый подъем патриотизма в стране, и это очень болезненный факт. С одной стороны, именно добробаты собственной кровью скрепили разваливающуюся страну, отправившись воевать в зону АТО с началом вооруженного конфликта на востоке Украины в марте 2014 года. Бойцы-добровольцы пользуются непререкаемым авторитетом в обществе, они — герои новейшей истории Украины. «Торнадо» тоже принимал участие во многих кровопролитных боях. И теперь многим кажется, что власти судят защитников украинской государственности, это вызывает сильный протест в обществе.
С другой стороны, бойцы добровольческой роты «Торнадо» держали в страхе целую область, мучили, пытали, насиловали местных жителей — и подобное сложно списать на войну.
За что судят
Главная военная прокуратура Украины обвиняет бывших бойцов батальона «Торнадо» в организации ОПГ на территории Донецкой и Луганской областей в период с января 2014 года по июль 2015 года.
Им вменяется 15 тяжких и особо тяжких статей УК Украины, среди которых «удовлетворение половой страсти неестественным способом под угрозой насилия» (формулировка, обозначающая изнасилование в Уголовном кодексе Украины), похищения людей и незаконное их удержание, пытки, доведение до самоубийства, вымогательства, грабежи, разбои.

Уголовное дело насчитывает 80 томов, в деле фигурируют 111 свидетелей, 13 потерпевших, хотя счет пострадавших от батальона «Торнадо» людей, по словам следователей, идет на сотни.
«Убедить даже этих людей давать показания стоило больших усилий, — рассказал «Новой» прокурор главной военной прокуратуры Руслан Кравченко, представляющий сторону обвинения в суде, — в людях до сих пор слишком силен страх, посеянный торнадовцами в Луганской области. Многие соглашались свидетельствовать только при условии их последующей защиты: мы помогали им менять документы и выезжать либо в другие регионы страны, либо за ее пределы».
В суде потерпевшие рассказывают о том, как торнадовцы (они указывают на конкретных бойцов) под предлогом установления личности похищали их, месяцами удерживали в подвале, глумились, издевались и применяли пытки — особо жестоко избивали, подвешивали за ноги головой вниз, резали ножами и насиловали, в том числе и мужчин. (На следственном эксперименте один из потерпевших показал, как бойцы издевались над пленными, заставляя их насиловать друг друга, также насиловали их сами, а все происходящее снимали на видео.)
Помимо прочего всех пленных также использовали в качестве бесплатной рабочей силы.
Большинство потерпевших прошли полиграф, который подтвердил правдивость их показаний. Все обвиняемые от прохождения полиграфа отказались.
В ходе следствия один из обвиняемых торнадовцев, Юрий Шевченко, дал частичные признательные показания: он признал себя виновным в захвате заложников, «превышении служебных полномочий — применении электрошокера к задержанному».
В уголовном деле «Торнадо» не фигурирует статья «Убийство». Есть только косвенные доказательства того, что бойцы батальона убивали людей.
Как, например, в случае с жителем города Приволье Сергеем Юрченко, задержанным бойцами батальона.
Спустя несколько дней мать парня, которая все это время дежурила у забора базы «Торнадо», случайно увидела сына, жестоко избитого.
«Он даже боялся голову поднять и посмотреть на меня», — говорила она в суде под дружный гогот бойцов «Торнадо», которые отрицают свою причастность к исчезновению мужчины.
Потерпевшие свидетельствуют о том, что Юрченко был в плену вместе с ними и подвергался насилию, — однако домой не вернулся. До сих пор он считается без вести пропавшим.
Однако тела нет, и доказать убийство очень сложно.
Подобных косвенных свидетельств — десятки. И это предмет будущих расследований, уверены источники «Новой» в правоохранительных органах Украины.
https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/10/16/70207-perezhit-tornado