Помни всегда, открывая тетрадь...
Mar. 8th, 2015 11:04 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Оригинал взят у
caballo_marino в Помни всегда, открывая тетрадь...
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Анна Петровна патетически возвысила голос:
- Владимир Ильич был невероятно способный ученик, и в то же время – невероятно старательный. Обязательно почитайте Бонч-Бруевича, «Наш Ильич». Там описано, как маленький Володя однажды поставил в тетрадке кляксу – и трудолюбиво переписал всю тетрадь! Всю тетрадь! А не как у нас некоторые – отрезали страничку и подают на проверочку: ах, посмотрите, как у меня в тетрадочке чистенько…
Мама, встречавшая меня после уроков, переменилась в лице:
- Дочь, что с тобой?
И я рассказала про Анну Петровну, и про то, что она не подняла меня с места, не ткнула пальцем, не записала замечание в дневник, но всё равно стыдно, и про маленького Володю, как он поставил кляксу.
- Кто поставил? Какой Володя?
- Ленин…
- Ленин? – повторила мама. Вдохнула, выдохнула и опять проговорила: - Ленин?! Ленин не катался в школу на трёх перекладных, это первое. Ленину не кололи антибиотики утром и вечером – это второе. И третье: Ленин бы на месте Анны вашей Петровны промолчал.
Спорить я не стала. В ленинских делах мама разбиралась. Диплом писала по проблеме личности у Ленина.
Дальше почти не по теме, просто рефлекс я-я-я.

Когда я пошла в школу, писали там уже только шариковыми ручками. Но я училась писать раньше, когда еще только играла в школу, и мне нужно было, чтобы все было как в книжках. А книжки были старые. И про Володю Ульянова в том числе :)) (Я их, кстати, любила - не за идеальный образ будущего вождя, а за очевидную нездешность, сгущенную атмосферу далекого и не совсем настоящего прошлого, иного, загадочного мира.) Но главным образом - шварцевская "Первоклассница", "Приключения Пластуся" и Витя Малеев. В общем, понятно. Ручки-вставочки, чернильницы-непроливайки, перочистки и кляксы. Иначе какая же это школа?
Все нужное для игры мне добыли. И непроливайку даже. Мама разыскала свою, с которой когда-то сама ходила в школу. Перочистки шить тоже научила, дело нехитрое. Промокашки из школьных тетрадей тогда еще не изгнали. Пеналы деревянные, разгороженные на отделения, с выдвижной крышкой, тоже еще продавались. Даже прописи старые нашлись. В общем, ретро-школа на дому у меня получилась почти настоящая. За одним исключением.
Ручка с пером была. "Попендикулярные" палочки и крупные кривые буквы - были. А вот кляксу поставить мне никак не удавалось :)) Ну никак! Нет, можно, конечно, изо всех сил тряхнуть ручкой над страницей, но и тогда летят только мелкие брызги, а настоящих страшных клякс не выходит. Так что, когда я по игре была нерадивой ученицей, приходилось их просто-напросто рисовать :))
Так я тогда и не поняла - как они это делали, эти загадочные книжные двоечники?
Зато, читая теперь: "Встаньте, кто помнит чернильницу-непроливайку...", я почти с полным правом мысленно встаю, хоть это и обращено на самом деле уже не к моему поколению :))
Другой вопрос - за что же мне будут ставить в школе двойки по письму, если клякс в природе не существует? - оказался значительно проще и прояснился довольно быстро. Впрочем, когда мне потом, через много лет, попала в руки моя старая тетрадь с возмущенными учительскими замечаниями за "ужасный" почерк, мне показалось, что он, в общем-то, не ужасен. Не изящный, конечно, зато четкий и разборчивый. Из-за чего тут было так психовать (мне даже в седьмом классе, когда всех остальных уже вообще перестали за почерк строить - какой есть, такой и есть, - могли влепить пару за работу без единой ошибки, а особо рьяная русичка в припадках гнева и тетради рвала), как-то даже непонятно. Особенно если учесть, что у меня было очень плохое зрение, к тому самому седьмому классу уже диоптрий десять набежало, и учителя в принципе это знали.
Моя мама, впрочем, на подобные инциденты к этому времени тоже стала реагировать непедагогично, понимая, что у нее растет уж точно не Володя Ульянов, и никакая суровая педагогика отменить этот простой факт не в состоянии. А услышав, что от меня требуют еще и переписать к завтрашнему дню все из порванной тетради в новую, просто отрезала: "Кто порвал, тот пусть и переписывает". Это при том, что обычно в любых школьных неприятностях, с учителями ли, с одноклассниками ли, виноватой объявлялась я без всяких разбирательств. Но тут, видимо, мама уже решила, что всякому идиотизму должен быть предел.
А еще в младших классах мы в каждой новой тетради, в середине первой странички, должны были выписывать наставление:
Помни всегда,
Открывая тетрадь,
Что Ленин учился
На круглые "пять"!
И горе было тому, кто "даже эти слова!!!" написал коряво, или с ошибкой, или расположил не точно по центру страницы. Это даже у меня было всегда выписано почти красивым почерком, хоть это и стоило долгих трудов. И не я одна - весь класс сосредоточенно пыхтел и сопел, чуть ли не по минуте выводя каждую буковку. Гипноз какой-то.
========================================
У меня в школе был такой случай: мальчишки интенсивно обстреливали снежкамии выходящих, и ученики скопились у выхода. Одна девочка сказала: "если сможете пройти, будете Ленинами" (орфоэпия оригинала).
У нас плакатов, кажется, не было, но висел большой портрет Ленина в красной рамке. Как-то учительница докопалась до нас, почему рамка красная. И ужасно бесилась, что никто не мог ответить. "Вокруг портретов умерших всегда рамка черная! Потому что черный - это цвет скорби! Так почему у Ленина не черная? Мы что, не скорбим, что Ленин умер? Скорбим! Так почему рамка красная?.. Молчат! Молчат, как стадо баранов! Кто ответит, почему рамка красная?!" И так чуть не половину урока, пока какая-то отличница не догадалась наконец пропищать, что Ленин вечно живой.
Да, по-моему, чем хуже школа, тем больше было вот этого пафоса. И вообще всякого пафоса. У нас так даже расписание уроков называлось "единый режим работы школы", из чего уже с порога было понятно, что школа барахло :))))
Чернильницы нет, перьев много разных - для рисования. Включая винтажные №11, 7 и т.д.
Из опыта: кляксу, какие показывают в старых советских фильмах. в самом деле посадить чрезвычайно трудно.
Только если перо раздавлено.
Кляксы, очевидно. такая декоративная составляющая советского киношного и книжного забияки, как веснушки, рогатка в кармане, нос картошкой, и пресловутые вихры.
А с непроливайками, наверное, вот какой секрет. Наши непроливайки хранились в классе, по утрам дежурные их раздавали. Целый день они стояли на партах, и на переменах в них - эксперимента ради - попадали всякие посторонние субстанции: крошки, волосы, мухи и прочие малоаппетитные вещи. Вот от них-то и получались кляксы и всякая размазня.
Кстати, окунать перо в чернильницу и сразу писать - так только варвары делают :) Чтобы чернил не перебухать, кто-то держит в чернильнице губку, а кто-то окунает туда кисточку и смазывает перо по мере надобности - все зависит от задачи. Но прямо вот из банки окунуть и писать - красиво не будет, все "тонкие" линии будут довольно толстыми.
Источники клякс, помимо "перекормленного" пера - шероховатости на бумаге + неправильное направление движения в штрихе. Сейчас мы об этом не задумываемся особо, но пером правой рукой и с нажимом с легкостью можно вести штрих только вверх и вправо, а во все остальные стороны нужно грамотно отпускать нажим или вообще не пытаться (вниз влево по диагонали, скажем). Для росчерков пишущий мог развернуть бумагу для удобства. Так что дешевая тетрадь + еще не затверженные движения (ребенок знает очертания буквы, но забывает последовательность штрихов) приводит к кляксам. До сих пор так :)
а вот, кстати, непроливайка, которую я совершенно не застала (пошла в школу в 95), теперь есть у моей дочки. Но не для чернил. Сейчас в таком формате выпускают стаканчики для рисования (с чистой водой, кисточку споласкивать).
я читала, что при письме чернилами и перьями оптимальное движение руки совершенно другое, и соответственно людям в детстве по-другому ставили почерк.
с чернилами, кисть руки фиксируется максимально неподвижно, рука двигается от плеча как единое целое, и пальцы с ручкой "ездят, скользят" по бумаге как санки. нажим очень легкий. если кто писал плакатными перьями, то ощущение похожее. секрет -- не напрягать мелкие мышцы, не зажимать руку, не сжимать крепко пальцы, они скорее подпорка для пера. соответственно, когда учатся писать, очень полезно начинать с крупных линий и букв, именно чтобы наработать движение. потом уже можно писать мелко. соответственно, традиционный письменный почерк, особенно "хороший почерк", заточен именно под перо, потому что им удобно соединять буквы через всякие округлости и петли.
с шариковой ручкой выходит совершенно иначе -- большинство держат ручку крепко в пальцах и двигают руку в кисти, постоянно изменяя наклон ручки по отношению к бумаге. давить на ручку тоже приходится сильнее. рука легче зажимается и выписывать округлости и петли одной линией уже не так удобно. проще делать пробелы между буквами и/или чуть приподнимать ручку от бумаги, переходя к следующей группе букв, расслабляя руку таким образом. почерк становится более экономным, угловатым, с элементами печатных букв.
так что у всего этого есть естественный совершенно объяснения, и что нас этими почерками дрючили, я не понимаю.
Принимали нас в пионеры, "Торжественную клятву" нужно было в альбом оформить
каждый старался как мог
папа поручил секретарю с худграфом оформить мое
секретарь сделал самый красивый альбом, но пропустил слово "всесоюзная" перед словом "пионерская"
в тоге вопрос принимать ли меня в пионеры стоял на самом высоком школьном уровне /комсомол решал/
простили только потому что была я круглая отличница и гордость школы.
Сколько все-таки было в школе бесполезной, даром сжирающей время туфты. Да еще и спрос за нее больше, чем за важное дело!
- Владимир Ильич был невероятно способный ученик, и в то же время – невероятно старательный. Обязательно почитайте Бонч-Бруевича, «Наш Ильич». Там описано, как маленький Володя однажды поставил в тетрадке кляксу – и трудолюбиво переписал всю тетрадь! Всю тетрадь! А не как у нас некоторые – отрезали страничку и подают на проверочку: ах, посмотрите, как у меня в тетрадочке чистенько…
Мама, встречавшая меня после уроков, переменилась в лице:
- Дочь, что с тобой?
И я рассказала про Анну Петровну, и про то, что она не подняла меня с места, не ткнула пальцем, не записала замечание в дневник, но всё равно стыдно, и про маленького Володю, как он поставил кляксу.
- Кто поставил? Какой Володя?
- Ленин…
- Ленин? – повторила мама. Вдохнула, выдохнула и опять проговорила: - Ленин?! Ленин не катался в школу на трёх перекладных, это первое. Ленину не кололи антибиотики утром и вечером – это второе. И третье: Ленин бы на месте Анны вашей Петровны промолчал.
Спорить я не стала. В ленинских делах мама разбиралась. Диплом писала по проблеме личности у Ленина.
Дальше почти не по теме, просто рефлекс я-я-я.

Когда я пошла в школу, писали там уже только шариковыми ручками. Но я училась писать раньше, когда еще только играла в школу, и мне нужно было, чтобы все было как в книжках. А книжки были старые. И про Володю Ульянова в том числе :)) (Я их, кстати, любила - не за идеальный образ будущего вождя, а за очевидную нездешность, сгущенную атмосферу далекого и не совсем настоящего прошлого, иного, загадочного мира.) Но главным образом - шварцевская "Первоклассница", "Приключения Пластуся" и Витя Малеев. В общем, понятно. Ручки-вставочки, чернильницы-непроливайки, перочистки и кляксы. Иначе какая же это школа?
Все нужное для игры мне добыли. И непроливайку даже. Мама разыскала свою, с которой когда-то сама ходила в школу. Перочистки шить тоже научила, дело нехитрое. Промокашки из школьных тетрадей тогда еще не изгнали. Пеналы деревянные, разгороженные на отделения, с выдвижной крышкой, тоже еще продавались. Даже прописи старые нашлись. В общем, ретро-школа на дому у меня получилась почти настоящая. За одним исключением.
Ручка с пером была. "Попендикулярные" палочки и крупные кривые буквы - были. А вот кляксу поставить мне никак не удавалось :)) Ну никак! Нет, можно, конечно, изо всех сил тряхнуть ручкой над страницей, но и тогда летят только мелкие брызги, а настоящих страшных клякс не выходит. Так что, когда я по игре была нерадивой ученицей, приходилось их просто-напросто рисовать :))
Так я тогда и не поняла - как они это делали, эти загадочные книжные двоечники?
Зато, читая теперь: "Встаньте, кто помнит чернильницу-непроливайку...", я почти с полным правом мысленно встаю, хоть это и обращено на самом деле уже не к моему поколению :))
Другой вопрос - за что же мне будут ставить в школе двойки по письму, если клякс в природе не существует? - оказался значительно проще и прояснился довольно быстро. Впрочем, когда мне потом, через много лет, попала в руки моя старая тетрадь с возмущенными учительскими замечаниями за "ужасный" почерк, мне показалось, что он, в общем-то, не ужасен. Не изящный, конечно, зато четкий и разборчивый. Из-за чего тут было так психовать (мне даже в седьмом классе, когда всех остальных уже вообще перестали за почерк строить - какой есть, такой и есть, - могли влепить пару за работу без единой ошибки, а особо рьяная русичка в припадках гнева и тетради рвала), как-то даже непонятно. Особенно если учесть, что у меня было очень плохое зрение, к тому самому седьмому классу уже диоптрий десять набежало, и учителя в принципе это знали.
Моя мама, впрочем, на подобные инциденты к этому времени тоже стала реагировать непедагогично, понимая, что у нее растет уж точно не Володя Ульянов, и никакая суровая педагогика отменить этот простой факт не в состоянии. А услышав, что от меня требуют еще и переписать к завтрашнему дню все из порванной тетради в новую, просто отрезала: "Кто порвал, тот пусть и переписывает". Это при том, что обычно в любых школьных неприятностях, с учителями ли, с одноклассниками ли, виноватой объявлялась я без всяких разбирательств. Но тут, видимо, мама уже решила, что всякому идиотизму должен быть предел.
А еще в младших классах мы в каждой новой тетради, в середине первой странички, должны были выписывать наставление:
Помни всегда,
Открывая тетрадь,
Что Ленин учился
На круглые "пять"!
И горе было тому, кто "даже эти слова!!!" написал коряво, или с ошибкой, или расположил не точно по центру страницы. Это даже у меня было всегда выписано почти красивым почерком, хоть это и стоило долгих трудов. И не я одна - весь класс сосредоточенно пыхтел и сопел, чуть ли не по минуте выводя каждую буковку. Гипноз какой-то.
========================================
У меня в школе был такой случай: мальчишки интенсивно обстреливали снежкамии выходящих, и ученики скопились у выхода. Одна девочка сказала: "если сможете пройти, будете Ленинами" (орфоэпия оригинала).
У нас плакатов, кажется, не было, но висел большой портрет Ленина в красной рамке. Как-то учительница докопалась до нас, почему рамка красная. И ужасно бесилась, что никто не мог ответить. "Вокруг портретов умерших всегда рамка черная! Потому что черный - это цвет скорби! Так почему у Ленина не черная? Мы что, не скорбим, что Ленин умер? Скорбим! Так почему рамка красная?.. Молчат! Молчат, как стадо баранов! Кто ответит, почему рамка красная?!" И так чуть не половину урока, пока какая-то отличница не догадалась наконец пропищать, что Ленин вечно живой.
Да, по-моему, чем хуже школа, тем больше было вот этого пафоса. И вообще всякого пафоса. У нас так даже расписание уроков называлось "единый режим работы школы", из чего уже с порога было понятно, что школа барахло :))))
Чернильницы нет, перьев много разных - для рисования. Включая винтажные №11, 7 и т.д.
Из опыта: кляксу, какие показывают в старых советских фильмах. в самом деле посадить чрезвычайно трудно.
Только если перо раздавлено.
Кляксы, очевидно. такая декоративная составляющая советского киношного и книжного забияки, как веснушки, рогатка в кармане, нос картошкой, и пресловутые вихры.
А с непроливайками, наверное, вот какой секрет. Наши непроливайки хранились в классе, по утрам дежурные их раздавали. Целый день они стояли на партах, и на переменах в них - эксперимента ради - попадали всякие посторонние субстанции: крошки, волосы, мухи и прочие малоаппетитные вещи. Вот от них-то и получались кляксы и всякая размазня.
Кстати, окунать перо в чернильницу и сразу писать - так только варвары делают :) Чтобы чернил не перебухать, кто-то держит в чернильнице губку, а кто-то окунает туда кисточку и смазывает перо по мере надобности - все зависит от задачи. Но прямо вот из банки окунуть и писать - красиво не будет, все "тонкие" линии будут довольно толстыми.
Источники клякс, помимо "перекормленного" пера - шероховатости на бумаге + неправильное направление движения в штрихе. Сейчас мы об этом не задумываемся особо, но пером правой рукой и с нажимом с легкостью можно вести штрих только вверх и вправо, а во все остальные стороны нужно грамотно отпускать нажим или вообще не пытаться (вниз влево по диагонали, скажем). Для росчерков пишущий мог развернуть бумагу для удобства. Так что дешевая тетрадь + еще не затверженные движения (ребенок знает очертания буквы, но забывает последовательность штрихов) приводит к кляксам. До сих пор так :)
а вот, кстати, непроливайка, которую я совершенно не застала (пошла в школу в 95), теперь есть у моей дочки. Но не для чернил. Сейчас в таком формате выпускают стаканчики для рисования (с чистой водой, кисточку споласкивать).
я читала, что при письме чернилами и перьями оптимальное движение руки совершенно другое, и соответственно людям в детстве по-другому ставили почерк.
с чернилами, кисть руки фиксируется максимально неподвижно, рука двигается от плеча как единое целое, и пальцы с ручкой "ездят, скользят" по бумаге как санки. нажим очень легкий. если кто писал плакатными перьями, то ощущение похожее. секрет -- не напрягать мелкие мышцы, не зажимать руку, не сжимать крепко пальцы, они скорее подпорка для пера. соответственно, когда учатся писать, очень полезно начинать с крупных линий и букв, именно чтобы наработать движение. потом уже можно писать мелко. соответственно, традиционный письменный почерк, особенно "хороший почерк", заточен именно под перо, потому что им удобно соединять буквы через всякие округлости и петли.
с шариковой ручкой выходит совершенно иначе -- большинство держат ручку крепко в пальцах и двигают руку в кисти, постоянно изменяя наклон ручки по отношению к бумаге. давить на ручку тоже приходится сильнее. рука легче зажимается и выписывать округлости и петли одной линией уже не так удобно. проще делать пробелы между буквами и/или чуть приподнимать ручку от бумаги, переходя к следующей группе букв, расслабляя руку таким образом. почерк становится более экономным, угловатым, с элементами печатных букв.
так что у всего этого есть естественный совершенно объяснения, и что нас этими почерками дрючили, я не понимаю.
Принимали нас в пионеры, "Торжественную клятву" нужно было в альбом оформить
каждый старался как мог
папа поручил секретарю с худграфом оформить мое
секретарь сделал самый красивый альбом, но пропустил слово "всесоюзная" перед словом "пионерская"
в тоге вопрос принимать ли меня в пионеры стоял на самом высоком школьном уровне /комсомол решал/
простили только потому что была я круглая отличница и гордость школы.
Сколько все-таки было в школе бесполезной, даром сжирающей время туфты. Да еще и спрос за нее больше, чем за важное дело!