marss2: (belmondo)
marss2 ([personal profile] marss2) wrote2016-08-27 11:13 am

Братья славяне и младотурки

Пользоваться внутренними тараканами соседей - это правильно.
Может, не очень благородно, но правильно и гуманно.
И вот почему.

Вот в 1870-х в Турции расправили плечи местные националисты младотурки, и даже устроили там два переворота (позже устроили ещё, но об этом потом). Естественно, когда в многонациональной империи приходят к власти националисты, нацменьшинства начинают напрягаться.

Особенно когда националисты приходят к власти непрочно, и им требуется свою власть укреплять всеми возможными способами.

И напрягаться начинают не только национально-озабоченные представители меньшинств, называемые интеллигенцией, которые напряжены всегда и по любому поводу, но и вполне себе лояльные и интегрированные элиты во главе с князьями, и даже отчасти обыватели, которым обычно до политики дела нет.

В общем, мало того, что забузили живущие разбоем черногорцы, но даже и вполне застолбившие место под солнцем вассальные сербы вышли на войнушку.

Нужно понимать, насколько эта война не нужна была Александру II.


Во-первых, он опирался на ту часть элиты, которая жадно смотрела в шоколадный глаз Европе и ловила каждое мигание как сигнал к действию.

Его военный министр Милютин копировал в своей военной реформе севастопольских триумфаторов-французов вплоть до длиннополых мундиров и комичных кепи даже тогда, когда их военное устройство накрылось шлемом Дон Кихота в сражениях с пруссаками в 1870-71 гг.

Опирался на элиту, полностью завязанную на экспорт в Европу (в первую очередь в Англию), элиту, которая деньги и свободное время предпочитала тратить в Париже, элиту, всего 20 лет назад взвывшую из-за торговых осложнений и склонившую его отца к позорной капитуляции в войне, в которой у противника после захвата Севастополя не осталось позитивных целей и которую мы могли, теоретически, продолжать хоть до смены кабинета в Лондоне и до падения империи Наполеона III.
Во-вторых, уже на старте конфликта было понятно, что не то что берегами Босфора, но даже болгарскими и сербскими землями мы не поживимся, ибо между ними и Россией лежит формально союзная Румыния, от которой ещё нужно оттяпать потерянную в предыдущей войне Бессарабию (ну да, неудобно получилось).

Но и проигнорировать процессы в соседней державе он не мог, и вот почему,
Укрепись тогда в Турции младотурки, они бы взяли курс на полную ассимиляцию всего нетурецкого элемента.
Всех, кто не стал бы принимать ислам, вырезали, как в 1915 младотурок Энвер-паша вырезал армян.
Так что Турция, с которой нам так или иначе предстояло столкнуться в следующей войне, была бы больше (на Болгарию с Сербией и Черногорией) и политически монолитнее, а на Кавказе линия фронта для нас бы началась от Батума, который мы по итогам той войны всё-таки прибрали к рукам.

Мало того, сумей Турция тогда укрепиться, реформироваться, начать экономическую модернизацию, идеи пантюркизма, которые и в нашей реальности турки активно пытались продвигать среди тюркских народов Российской Империи, оказались бы более притягательными, а средств на агитацию у турок бы оказалось больше.

Поэтому действия по принципу "умри ты сегодня, а я завтра", при всей сомнительности результатов, достигнутых русской армией ценой штурмов Плевны и сидения на Шипке, тем не менее, были верны.
Если бы не российское вмешательство в тот конфликт, у нас под боком в 1914 была бы не слабая и трещащая по швам Османская Империя, а сильное мононациональное государство.

Жаль только славянофильская пропаганда в 1876 году оказалась недостаточно сильной.
Собери тогда славянофилы на помощь сербам не 1,5 миллиона, а 15, не тысячу добровольцев, а 10 тысяч, не потребовался бы военный поход - сербы сами бы отбились, загнав младотурков под лавку.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1259401970759183&id=100000681770994&pnref=story