marss2: (belmondo)
marss2 ([personal profile] marss2) wrote2016-08-23 11:52 am

Основа взаимонепонимания России и Запада.

Оригинал взят у [livejournal.com profile] pmn_2 в Основа взаимонепонимания России и Запада.

Некоторое время назад я писал текст про взаимонепонимание, как причину Второй Мировой Войны. Хотелось написать подобный текст про современность, но вышел несколько иной текст, не столько о заблуждениях, сколько об их идеологической основе.



Как не парадоксально, ИМХО дело в европейской и российской религиозных традициях последней тысячи лет.

1) Европа. Средневековая вера и вера Нового Времени.
Сейчас очень немногие представляют, что такое вера в контексте европейского средневековья, а, между тем, это довольно важный вопрос.
С точки зрения средневекового европейца, вся божественная канцелярия, с раем, адом, ангелами, демонами и прочим, являлась такой же жизненной банальностью, как собственный барон, граф и король, с их дворами.
Небо было устроено также, как и земля.
Сеньор требовал податей, выполнения ритуалов и традиций.
Того же требовал и Бог.
Недовольство или удовлетворение короля могло вполне конкретно сказаться на твоей судьбе.
Также действовала и небесная канцелярия.
Поэтому, если рыцарь хотел, чтобы Бог послал ему удачу в набеге на соседа, защитил его людей от болезней, а лошадей от падежа, он проводил ночь лежа крестом в часовне, старательно молился и дарил церкви большой золотой крест.
Правильная молитва на латыни, произнесенная правильными попами, телесные страдания и подношения церкви гарантировали помощь небес.
Если же молитвы не помогали, это значило, что или предки много нагрешили, или попы были не слишком правильными, или сосед, собака, молился лучше и занес больше.
Молитва была, прежде всего, правильным заклинанием, составленным авторизованными Богом людьми.
Поп был фактически духовным аналогом грамотея, составлявшего за деньги прошения сеньору.
Аналогично и мирские порядки были вечными и неизменными, ибо были даны людям Богом.
Реформация и последующие события здорово изменили эту картину.
Из королевского двора небеса превратились в оруэлловское Министерство правды.
Небесное око обозревало не только дела, но и мысли.
Теперь Бог требовал не только правильных поступков, но и правильных устремлений. И жестко карал за мыслепреступления.
Из заклинания молитва превратилась в демонстрацию высшей силе правильных намерений и достойных помыслов.
Но и, заодно, прямым каналом для жалоб и предложений.
Естественно, что в богослужении родная речь стремительно сменила латынь, ведь теперь содержание стало гораздо важнее правильного порядка слов.
Такое радикальное изменение восприятия небес в итоге оказало радикальное и на земные порядки.
Историческая данность традиции перестала быть легитимным обоснованием, каковым стало соответствие высшей идее, первоначально данной Богом.
Забавно, но, если Реформация изменила суть веры, но не её предмет, то последующие события изменили предмет веры, не изменив её сути. Просветительство и гуманизм сделали Бога далеким фоном событий, заменив его идеей счастья через разум.

Разумом, в данном случае, выступали сами просветители и гуманисты. Как метко писал Гегель, чтение газет заменило утреннюю молитву.
Современное западное общество – продукт развития идей XVII-XVIII веков на базе постреформационного мышления.

Во главе всего стоят идеи и ценности, соблюдение которых гарантирует вечное процветание.
Любые практические решения, в первую очередь, обязаны соответствовать идеям и ценностям, а многочисленный журналистско-политологический клир следит за тем, чтобы обыватель ежеутренне причащался правильными ценностями и не дай бог не впал в идеологическую ересь.

2) Русь и Россия. Духовность посткиевской Руси и слом ХХ века.
Ситуация в нашем Отечестве развивалась иным, во многом совершенно обратным ходом.
Начать с того, что Русь была крещена Византией на родном языке, ибо церковно-славянский был западным диалектом более-менее единого на тот момент языка славян.
Для жителя Руси молитва тогда звучала немного непривычно, но абсолютно понятно.
Т.е. молитва изначально была не заклинанием, а обращением к Богу.
Как не парадоксально, но серьёзнейшим фактором формирования русской религиозности и духовности стало монгольское завоевание, которое и современниками, и их потомками совершенно серьёзно воспринималось как божья кара за неправедную жизнь.
Более того, русская религиозная мысль считала иго историческим аналогом вавилонского пленения, а русских новыми иудеями, откуда и пошла идея «народа-богоносца», тяжко испытуемого Богом ради будущего Царствия Небесного.
Так что Россия развивалась в условиях «живой» веры, в которой Ветхий Завет был не только историей, но и современностью.
Идеи европейского гуманизма и капитализма в итоге легли у нас на глубоко религиозное сознание, в котором идея жертв и испытаний ради вечного блага занимала важное место. Поэтому совсем не удивительно, что изо всех европейских идей, русские наиболее охотно приняли марксизм, обещавший бесклассовое общество всеобщего равенства, не имеющее внутренних противоречий.

Пожалуй, коммунизм был наиболее близок к русскому восприятию рая и ценностям крестьянской общины, а принесение жертв ради революции вполне соответствовало концепции божественных испытаний.
Первый кризис веры прошел совсем по-европейски, т.е. сменился предмет веры, но не её суть.
Падение СССР было, прежде всего, не столько экономическим кризисом, сколько вторым кризисом веры.
Уже второй раз принесенные жертвы привели куда-то не туда.
И первой реакцией была попытка опять сменить веру, с западного марксизма на западный же либерализм.
Но, если марксизм прожил семь десятилетий, этот либерализм не протянул и двух.
Абсолютно бессовестное поведение новых элит и предельное лицемерие их телевизионно-газетного клира убило новую веру, не дав ей даже сформироваться.
Как результат, мы живем во времена, когда с одной стороны, идет возврат к ценностям докоммунистической России, а с другой наблюдается мощнейшая идеологическая отрыжка, выражающаяся в неприятии «всепобеждающих» идеологий как таковых, восприятие их адептов как опасных сектантов, и прагматизм как главная идеология.

3) Практические итоги.
Благодаря описанным выше ценностным и мировоззренческим различиям, наши и западные элиты не могут понять и адекватно воспринимать друг друга.
Для наших элит западный истеблишмент выглядит предреформационным папством, погрязшим в лицемерии, богатстве и разврате.
Западные институты видятся лишь фиговыми листками, призванными прикрыть обман и жажду наживы.
Законы – способом возвысить свои интересы над чужими.
А идеологические поучения – пустым обманом.
Западу же наши элиты кажутся абсолютно беспринципными мерзавцами, готовыми игнорировать очевидное всеобщее благо ради сиюминутных корыстных интересов, сеющими кругом хаос и пытающимися разрушить уже почти наступившее светлое будущее.

4) Немного примеров.
Самый громкий пример последних лет – «права сексуальных меньшинств». Западу российская позиция кажется искусственным созданием внутреннего врага ради удержания власти, а России западная – происками гомосексуальной части западных элит ради собственного блага.

Или ближневосточная ситуация. Западу кажется, что Россия удерживает от падений нежизнеспособные режимы и пытается не допустить победы «арабской весны», которая неминуемо приведет Ближний Восток к процветанию и сделает подобным Западу.

А нам западный прозелитизм кажется бесполезным сеянием хаоса, оборачивающимся большой кровью и приводящим к власти безумных исламистов.
Украина и Прибалтика.
Западу кажется, что там строятся аналоги западноевропейских демократий, которые неизбежно сделают счастливым всё население, и лишь злобные русские мешают этому благотворному и неизбежному процессу.
С нашей же точки зрения, власть там взяли безумные националисты откровенно коричневого оттенка, проводящие простив русских политику апартеида и способствующих продвижению войск НАТО к нашим границам.
Во всех трех случаях, Запад строит свою позицию, исходя из универсальных идей и ценностей, а мы – исходя из текущей практической реализации и исторических примеров.

5) К чему всё идёт?
Повторюсь, но полагаю, что всё идёт к войне.
Запад находится в устойчивом убеждении, что счастливое всеобщее будущее почти наступило, но ему мешают лишь незначительные исламские экстремисты вроде Усамы Бин-Ладена и случайные диктаторы вроде Путина, Чавеса и Кастро.
Надо лишь надавить деньгами и силой, чтобы эти безумцы прекратили сопротивляться неизбежным историческим процессам Бушизма-Фукуямизма.

Тогда их свергнут мирные цветные революции и наступит счастье, благорастворение и каждому по айфону.
Нельзя медлить.
Если бы не шли на поводу у соглашателей и разрушили бы СССР сразу, не дожидаясь, пока это сделает Рейган, Евразия была бы уже большим Евросоюзом.
Россия считает, что Западные элиты проводят всемирный крестовый поход, сочетая в нем насаждение своей либеральной веры и собственных экономических интересов.
Поход этот приводит к пролитию рек крови по всему миру и, прежде всего, созданию зон разрушения и нестабильности непосредственно вокруг России.

И надо остановить этот процесс, пока кровь не потекла непосредственно у нас.
Восприятие настоящего и будущего у сторон кардинально различны, совсем как перед Второй Мировой.
У них: «Ваше величество, дайте мне гвардию! Победа, ручаюсь, у ваших ног».
У нас: «Отступать некуда, позади Москва!»