Голливуд при Маккартизме: Надзиратели, жертвы, попутчики часть 17
• • •
В начале 1950-х годов телепродюсеры не могли нарадоваться на Джоан Лакур, «девушку, которая пишет, как мужчина». Она станет настоящим профессионалом и попадет в «списки», но те, первые сценарии на самом деле писал ее будущий муж, вышедший из тюрьмы, брошенный первой женой Адриан Скотт.
Сценаристы, благо не им «работать лицом», оказались в самом выигрышном, двусмысленном и болезненном с психологической точки зрения положении. Десятки из них продолжили работать в Голливуде, но под псевдонимами. Мир псевдонимов — зазеркалье, населенное мертвыми бумажными душами. Эти фантомы похищали жизнь у Ховарда Димсдейла, до конца дней своих превратившегося в Артура Дейлза, Лестера Фуллера, прикинувшегося Жаном Жерольдом, Эндора, надевшего маску Хэрри Рилайза, Джулиана Зимета, раздвоившегося на Нину и Хермана Шнейдеров, Джаррико, выразительно назвавшегося Питером Ахиллесом.
В этой вселенной были свои злые гении. Одного из них, Филипа Йордана, сценариста «Джонни Гитары» (1954) Николаса Рэя, подозревают в эксплуатации «невидимок».
Были вульгарные дельцы, для которых опальные интеллектуалы клепали сценарии типа «Земля против летающих тарелок».
Были сценаристы, дарившие коллегам свои имена, — подставные авторы, как и подставные организации КП, именовались fronts: некоторые из них сами попадут в «списки».
Front мог быть человеком случайным: племянник продюсера, брат семейного врача. О такой бурлескной, но типической махинации снял «Подставное лицо» (1976) Мартин Ритт, сам внесенный в «списки», как и сценарист Уолтер Бернстайн, актеры Мостел, Хершел Бернарди, Гоф, Джон Рэндольф, Джошуа Шелли.
Работа под маской породила неожиданную проблему. Запрещенные сценаристы были слишком хорошими профессионалами. Когда «Оскар» за сценарий «Римских каникул» (1953) получил Йан Маклеллан Хантер, победа известного сценариста никого не удивила. Но когда «Оскара» за сценарий «Отважного» (1956) удостоился неведомый Роберт Рич, да еще и не явился на церемонию, якобы дежуря у постели
Получать «Оскар» за сценарий «Моста через реку Квай» (1958) не прилетел автор романа Пьер Буль, не владевший английским. Через год лучшим был признан сценарий «Не склонивших головы» Крамера, принадлежащий перу таинственного Натана Э. Дугласа. О невидимках уже не шептались, а говорили в открытую.
Формальное восстановление истины заняло больше времени, чем посмертные реабилитации в СССР. Только в начале
И реальный Хантер, честный front, вскоре угодивший в «списки» на четыре года, и мистический Рич — это все был Трамбо, оправдавший звездную репутацию, дважды получив «Оскар» под псевдонимами.
За спиной Пьера Буля прятались Форман и Майкл Уилсон, номинированный под псевдонимом на «Оскар» еще и за «Дружеское увещевание» (1956) Уайлера и «Лоуренса Аравийского» (1962) того же Лина.
Натан Э. Дуглас — псевдоним Недрика Янга.
Не менее почетный приз Гильдии сценаристов за «Сломанное копье» (1951) Дейвза вместо Мальца получил его front Майкл Бланкфорт, фигурант «Красных каналов». Имя Мальца выпало из титров пеплума Генри Костера «Плащаница» (1953).
Теневое царство населяли не только сценаристы. В 1954 году под нажимом HUACиз номинации на «Оскар» вычеркнули Ларри Адлера, композитора «Женевьевы» Генри Корнелиуса.
• • •
В 1955 году я возвращался из Парижа после съемок фильма «Это называется зарей». В аэропорту меня задержали. Провели в маленькую комнату, и тут я узнал, что состою в комитете по поддержке журнала «Свободная Испания», занимавшего резко антифранкистскую позицию и выступавшего против США. Поскольку я был в числе подписавших обращение против атомной бомбы, я подвергся новому допросу, в ходе которого были заданы те же вопросы относительно моих политических убеждений. Меня внесли в пресловутый «черный список». Всякий раз, проезжая через Соединенные Штаты, я подвергался одним и тем же дискриминационным мерам, ко мне относились, как к гангстеру. Мое имя было вычеркнуто из «черного списка» только в 1975 году (Луис Бунюэль).
Бунюэль любил красное словцо: неужели «списки» оставались в силе до 1975 года? Возможно: именно в 1975 году распустили переименованную HUAC. Возможно и то, что часть «списка», касающаяся опасных иностранцев, была формализована и внесена в пограничную базу данных. Тогда испанские республиканцы оставались персонами нон грата
Считается, что под эпохой «списков» можно провести жирную хронологическую черту. 20 января 1960 года New York Times сообщила со слов Премингера, что сценарий «Исхода» для него пишет Трамбо. 8 августа в интервью Variety Кирк Дуглас назвал Трамбо сценаристом «Спартака». Запрещенные люди были явочным порядком легализованы, с чем Голливуд, наконец осознавший, какой непоправимый ущерб нанес самому себе, смирился.
Однако в том же году Синатра, заинтересовавшись идеей фильма по пьесе Мальца «Казнь рядового Словика», был объявлен «попутчиком» КП и взял свои слова обратно. Dream teamДжона Кеннеди, за которого он в этот момент агитировал, сочла упоминание Мальца опасным. Да и Американский легион в 1960 году еще обещал новые списки врагов.
Может быть, 1961 год?
Он не обращался по поводу паспорта вплоть до 1961 года, и не только потому, что у него не было денег на путешествия, — в те годы прошение о паспорте неминуемо влекло за собой присягу в непринадлежности к коммунистической партии, а он почел бы за унижение присягать любому правительству в том, что он то, а не это, такой, а не сякой, верит в одно и не верит в другое, любит тех и ненавидит этих. Когда в 1961 году он получал новый паспорт, поскольку его пригласили в Восточный Берлин на
25-летие Интернациональных бригад, такой присяги уже не существовало (Алва Бесси).
Отмена присяги — важный рубеж. Но в марте за неуважение к Конгрессу получил год тюрьмы Пит Сигер: в августе 1955 года он отказался отвечать HUAC, рисково сославшись — первым со времен «десятки» — на Первую поправку, и с тех пор был обязан уведомлять власти о каждом выезде за пределы Южного округа
Апелляцию Сигер выиграл в мае 1962 года, но важнее другое судебное решение этого года.
28 июня Джон Генри Фолк выиграл иск к подметной газете «Будьте бдительны!», ее редактору Винсенту В. Хартнетту и сотруднику Лоуренсу Джонсону, умершему в ходе процесса, которых обвинил в заговоре. Фолка уволили на основе газетных обвинений чуть ли не в том, что он окончил подпольные курсы диверсантов. Суд установил, что его оклеветали: ничего страшнее, чем участие в одном с коммунистами концерте в честь первой годовщины ООН, за ним не числилось. Таким образом, было фактически признано существование «списков». Жюри присудило Фолку уникальную в деле о клевете компенсацию в 3,5 миллиона долларов, затем урезанную.
В 1962 году «десятка» еще продолжала обреченную на поражение судебную борьбу, но он, да, годится на роль символического рубежа.
Конец 1960-х годов кажется мировым триумфом жертв.
1965 год. Сценарист Миллард Лампелл, получая «Эмми», упомянул, что числился в «списках»: зал взорвался аплодисментами. После 18 лет анонимности Ларднер был назван сценаристом «Цинциннати Кида» Нормана Джуисона.
1968 год. Полонски легализовался как сценарист «Миллионов Мадигана» Джорджо Джентили. Через год он снимет свой второй — и не менее мощный, чем «Сила зла», — фильм, ревизионистский вестерн «Скажи им, Вилли Бой здесь».
Конечно, это реванш и триумф: такого масштаба режиссер, и 21 год — насмарку.
1969 год. Барцман написал сценарий «Дзеты»
1971 год. Ларднер получил «Оскар» за сценарий «M.A.S.H.» Роберта Олтмена (Каннское золото — 1970). Трамбо экранизировал свой роман «Джонни взял ружье»: гениальное обличение войны заслужило
1972 год. После двадцатилетней эмиграции в США приехал Чаплин.
1973 год. Сидни Поллак снял по сценарию Артура Лорана первый фильм о маккартизме «Какими мы были». В марте посмертным, что почти беспрецедентно, обладателем почетного «Оскара» стал Эдвард Робинсон, скончавшийся в январе: при жизни у него не было наград Киноакадемии.
1976 год. Ли Грант получила «Оскар» за роль второго плана в «Шампуне» Эшби.
• • •
Триумф триумфом, но.
В 1974 году студия Диснея — он сам уже восемь лет как лежал в могиле — пригрозила Калифорнийскому институту искусств, что выйдет из числа спонсоров, если там прочитает лекцию крупнейший в мире
В 1979 году, затравленная ФБР — Гувер умер за шесть лет до того, — погибла Дин Сиберг.
• • •
Куда ни бросишь взор, везде они — люди из «списков». Если на экране — старик, кажущийся моложе своих лет, почти наверняка это один из них, волевым решением исключивший из числа прожитых лет «пустые» годы, как «исключали» их сталинские сидельцы — Георгий Жженов или Олег Волков.
В 2008 году 83-летняя Руби Ди — с ума сойти — претендовала на «Оскар» за лучшую роль второго плана в «Гангстере».
Это правда, на экран вернулись очень многие.
Эти многие, по подсчетам историков, составляют 10 % от тех, на кого пал тяжелый взглядHUAC. Примерно настолько же — до десяти тысяч — сократилась в результате репрессий численность КП.
Десять процентов. Один из десяти.
