marss2: (belmondo)
marss2 ([personal profile] marss2) wrote2016-07-26 12:12 pm

Мемуары Савченко часть 4

Журнал LIVA публикует русский перевод одного из разделов скандальной книги «Сильное имя Надежда», которая была написана в российском СИЗО, и до сих пор полностью не опубликована в интернете. В этой главе Савченко с предельной откровенностью рассказывает о своей службе в украинском оккупационном контингенте в Ираке, который выполнял вспомогательно-полицейские функции в интересах американской военной группировки, после вторжения, за которое недавно извинился перед иракцами лидер британской оппозиции Джереми Корбин. Она вскрывает грабительские цели этой войны, в результате которой в Ираке поднялось чудовище «Исламского государства»:

«Если описать честно и просто, то выглядело это примерно так: США несли в Ирак демократию, взамен вывозили нефть… Для этого контроль над провинциями был разделен так: более нефтеносные провинции контролировали войска США и Англии, более аграрные (такие, как Васит) – украинцы, поляки, сальвадорцы, эстонцы… Нефть – это всегда деньги. А деньги –  это всегда война. Так вот богатство этой земли ее и губит. В целом картина происходящего в Ираке такова: это страна после войны и разрухи, а точнее, страна, в которой никогда не кончится война… Это падение морали, грязь, бедность. Для кого горе, для кого нажива».

Этой теме – теме наживы и коррупции – посвящена почти вся «иракская» глава книги Савченко. Она, не стесняясь в выражениях, рассказывает о том, как ее сослуживцы наживались на войне, «дерибаня» деньги, технику и амуницию. Никакие кремлевские пропагандисты не смогли бы дать более уничижительные характеристики самым лучшим, боеспособным и элитным частям украинской армии, описывая ее полное разложение. По иронии судьбы, это сумела сделать только солдат с позывным «Пуля» – Надежда Савченко.

Конечно, эти признания Савченко шокирующе звучат для украинских читателей. Ведь они сразу же переносят описанную в ее книге картину в наши нынешние реалии, начиная задумываться о том, что творится сейчас в расположении украинских войск на Донбассе. Но Надежда не думает щадить украинских патриотов. Она честно рассказывает о пьянстве и наркомании, о том, что человеческие потери, которые понес в Ираке украинский контингент, главным образом были вызваны не атаками боевиков – к примеру, целая группа украинских военных, включая комбата, погибла на полигоне, куда они заехали после «шопинга» на базаре, чтобы посмотреть на «утилизацию» боеприпасов.

Вдобавок, Надежда откровенно пишет о враждебном отношении между местными жителями и их «освободителями» из «контингента демократических сил», которые презрительно именуются в ее книге «алибабами» и «талибами». Так, однажды БТР сбил маленькую иракскую девочку, отцу которой дали 200 долларов в качестве компенсации за гибель ребенка. В другом случае украинские войска обстреляли мечеть, а однажды Савченко пришлось защищать старика-пастуха от набросившегося украинского офицера. В конце своих иракских приключений она сама захватила в заложники двух проезжавших по дороге арабов, которые, по ее вине, были задержаны американцами вместе с самой «Пулей».

Читателю остается только риторически спросить – происходит ли все это же самое на нынешней, украинской войне?

Неудивительно, что вскоре после освобождения «героини» украинские политики и националистические «активисты», которые лицемерно выставляли себя «защитниками» Надежды (мечтая, чтобы она подольше оставалась в российской тюрьме) поспешили использовать «неудобную» книгу для дискредитации ее «неудобного» автора. После того, как Савченко «излишне человечно» отозвалась о жителях Донбасса, украинские СМИ тут же обратили внимание на щедро разбросанную по книге матерную похабщину и откровенное описание пьяных дебошей лейтенанта «Пули». Те, кто поднимали на пьедестал украинскую заключенную, пытаясь представить ее «символом нации», теперь намерены скинуть ее в грязь, растоптав ногами. И можно не сомневаться, что Савченко ждут испытания похлеще того, что описано в ее книге.

Текст главы «Ирак» публикуется полностью, без купюр, содержит ненормативную лексику и сцены насилия.

Ирак. Я не стану писать вам об Ираке как о войне. Нигде не было написано, что мы идём на войну. Мы ехали выполнять миротворческую миссию, и, по сути, оно так и было, хотя потом нам всем выдали удостоверение участника боевых действий... Напишу, как я увидела Ирак.

После подготовки нас одели в камуфляж песочного цвета, выдали рюкзаки (мечта оккупанта), и каждому ещё добавили в нагрузку «полезной общественной продукции»: в мой рюкзак ещё плюс 30 кг электролита для электросварки. :)

Рюкзак был, кроме того, с меня ростом в развёрнутом варианте, и на мои 60 кг в два раза более тяжёлым – 120 кг, взвесили на таможне. Я донесла его и грузила сама. Ну, муравьи же могут, а люди чем хуже? :)

Отправляли нас с военного аэродрома в Николаеве, военным самолётом Ил-76. Я помню, что в аэропорту играла музыка в стиле кантри, и я танцевала. Нам ещё панамы выдали вместо кепок, я её загнула потом как ковбойскую шляпу и вытанцовывала... :) Всем подняла настроение! Перелёт четыре часа. Посадка. Открывается рампа, и в самолёт ударил такой жар, как из ада! А деревья не сильно от украинских отличались, как мне показалось. :) Весь воздух плавился.

Температура была где-то +60°С. На построении ребята начали падать от изнеможения. А я как-то быстро адаптировалась. Вообще я за всю свою жизнь «поймала глюк» только раз, как раз в Ираке от жары. Ехали в бэтээрах, я была на «филине» (наблюдала за обстановкой, выглядывая из люка бэтээра). Жара была чудовищная, и от постоянного напряжения глаз мне показалось, что на меня из середины люка выпрыгивает рыжая собака. Я шарахнулась! Ударилась головой о люк бэтээра (хорошо, что была в каске) и чуть не нажала на крючок! Поняла, что надо остыть, и сказала, чтобы меня сменили. А так в целом жару и холод я переношу нормально.

Оружие, бронежилеты и каски нам выдали уже в аэропорту в Багдаде. Перед Ираком я обрила голову под ноль. Потому что понимала, что там в жару заниматься волосами будет некогда. И большинство парней так постриглись. Когда получала оружие и заговорила, называя свою фамилию, то мой женский голос не вязался с бритой головой. :) А там были украинские военные журналисты. Один спросил:  «А что, в армию уже и пидарасов берут?» – он не понял, что я женщина. Ему объяснили, и журналисты тут же прибежали брать у меня интервью как у единственной женщины, которая приехала в Ирак на мужской должности... Передача до сих пор есть где-то в интернете...

Приехали мы на нашу базу в город Эс-Сувейра провинции Васит. База была стандартной, американского образца, огорожена бетонными блоками и корзинами с песком, размером 400 на 600 м. Это была перевалочная база, а не такая большая, как в Эль-Куте, где стояла наша основная бригада. Расположилась она на месте бывшего военного городка армии Саддама Хусейна. Жили мы в уцелевших добротных казармах. В Ираке вообще из-за сухого климата всё хорошо сохраняется: и строения, и асфальтовые дороги. На дорогах выбоины только там, где падали авиабомбы, а так – целёхонькие и с дождём не сходят, как у нас со снегом... Неподалёку от базы был ещё бывший военный госпиталь, четыре этажа под землёй и четыре над ней. Его основательно раскрошили во время авианалётов на Ирак... Жаль, медицина у них была на довольно высоком уровне. Вообще, впечатления от Ирака остались у меня какие-то застывшие...

Можно долго описывать нравы и обычаи Востока. Но думаю, что все образованные люди с ними немного знакомы, доступ к информации о культуре разных народов мира свободен... Поэтому попробую коротко и на фактах из своей жизни.

Это прекрасная, очень плодородная земля. Если не лениться на ней работать, то она даёт по три урожая в год! Вырастить можно почти всё! Но работать надо много! Физическая работа – это, по менталитету мусульман, дело женское! :) Поэтому в 13 лет они выходят замуж, а в 20 выглядят на все 40-50... Женщины физически очень сильные и выносливые, а мужчины, напротив, слабые, но бьют женщин, а не наоборот...

Рядом с нашей базой жила одна семья. Женщины ходили к арыку (водоканалу) за водой с большими тазами и бочками. Как-то я подошла познакомиться с ними. Мне можно было приближаться к ним, так как я тоже женщина. Поговорили на ломаном английском, арабском и жестами. Я попробовала поднять один таз с водой. И не смогла его поднять, несмотря на то что сама не из слабых женщин! А они «через силу» ставят на голову и несут!!! Когда мы в другой раз приходили к ним в гости, мне позволялось сидеть с мужчинами за столом и курить кальян (поскольку я и не совсем-то женщина :) а всё-таки воин!), и я их мужчин клала на руку. И тогда на себе оценила разницу в силе между женщиной и мужчиной Востока...

Но жизнь женщины в Ираке стоит недорого... Чтобы жениться – калым 2500 долларов. И чем моложе девочка и менее образованна (желательно, чтобы даже в школу не ходила), тем она дороже. Старше и умнее – цена сразу падает. Цена мёртвой женщины — два барана. Баран тогда стоил 70 долларов. Один раз нашим бэтээром в ДТП была сбита насмерть девочка. Командир заплатил отцу 200 долларов, и инцидент был исчерпан. Если бы сбили мальчика, то была бы кровная месть... Такова разница в цене жизни людей разных полов на Востоке.

Ирак – это невероятно красивая земля! Это маслянистая красная глина своеобразного тёплого оттенка. Природный строительный материал на каждом шагу, поэтому слепить землянку для них не проблема. Жить можно, пока не пойдут дожди. А в сезон дождей мы увязали в глине по колено, а бэтээры – на всё колесо!

Растительности там не так уж и мало, особенно в руслах рек. Поэтому опасной «зелёнки», из которой по нам велись обстрелы, хватало. Разница в перепаде температур большая: летом днем +75°С (+55) – ночью уже +35°С и уже кажется, что прохладно :). Зимой днем +35°С (+25) – ночью +15°С (0) и уже мерзнешь и бушлат одеваешь (а я еще думала, зачем бушлат в Ираке, когда нам его выдавали).

Небо при восходе и закате солнца оранжевое и прямо горит! Днём лишь изредка облачко пролетит – небо светлое, чистое, голубое, и солнце прижигает в зените. Ночь там приходит внезапно. Светло, светло – и раз! Как будто кто-то лампочку выключил! И где-то за полчаса или 40 минут становится так темно, хоть глаз выколи. Арабы этот «прикол» своих тёмных ночей хорошо знали, поэтому продавали нам зажигалки с фонариками, и когда мы лазили по базе и включали фонарики, чтобы найти дорогу, то от этих фонариков и мигалок вверх стреляли такие световые столбы, как на лазерном шоу! О какой светомаскировке могла идти речь? Лучшей наводки «алибабам» (так там называли террористов-талибов) и не требовалось! Вот они базу и обстреливали... Потом мы поумнели. К базе привыкли, и к тёмным ночам глаза тоже адаптировались, и ходили уже без «факелов», наощупь. Дураков нет!

Звезды на небе появлялись постепенно, и небо становилось звездным-звездным, так что было видно как днем! Меня всегда поражала эта особенность иракского неба... :) Большую и Малую Медведицу там тоже было видно, только в другом ракурсе и под другим углом. Но большей частью Ирак – это все-таки пустыня, хоть и плодородная. Там часты суховеи и постоянно пыль в рожу, а однажды была настоящая песчаная буря. Это было такое захватывающее зрелище, когда она приближалась! Как высокая морская волна терракотового цвета. Просто стена песка и глины на тебя движется! И небо начинает перекрашиваться в цвет земли. Нам сказали спрятаться в казармах. Я тогда была на «вышке» на крыше. И не могла отвести глаз от этой обезумевшей стихии. Пока уже едва могла дышать, так мело песком! Потом спустилась в казарму и еще долго плевалась и автомат чистила. Но не жалею! Когда бы я еще увидела такое чудо! Вообще я любила наблюдать за природой этой удивительной и не очень понятной восточной страны – Ирака.

Земля там, кроме того что плодородна и красива, еще и богата... Нефтью богата!

Я очень удивилась, когда впервые увидела на земле лужи, но не от дождя, а от нефти. Жирные масляные пятна, которые проступают прямо из-под земли... А нефть – это всегда деньги. А деньги – это всегда война. Так вот богатство этой земли ее и губит. Как сейчас губят Украину богатство и выгодное географическое положение нашей земли...

В целом картина происходящего в Ираке такова: это страна после войны и разрухи, а точнее, страна, в которой никогда не кончится война... Это падение морали, грязь, бедность. Для кого горе, для кого нажива... Но жизнь все равно не останавливается и движется дальше. А если закончить с «лирикой» и «пейзажами», то Ирак – это для нас была просто работа. Вот и буду дальше об Ираке как о работе, ну и продолжу «развеивание мифов» о себе...

Если описать честно и просто, то выглядело это примерно так: США несли в Ирак демократию, взамен вывозили нефть. Вывозили фурами, 40-тонными цистернами по сорок машин в колонне. Из колонны арабы выбивали гранатометами по шесть-семь машин за рейс. Колонна пролетала такие зоны обстрела и даже не останавливалась, спасать из подбитого нефтевоза было уже нечего и некого... Задача многонациональных коалиций миротворческих сил состояла в том, чтобы обеспечить свободный проезд колонн через провинции Ирака. Для этого контроль над провинциями был разделен так: более нефтеносные провинции контролировали войска США и Англии, более аграрные (такие, как Васит) – украинцы, поляки, сальвадорцы, эстонцы. Задача была – следить за порядком в провинции, чтобы не развивался терроризм, чтобы не распространялось оружие и не расползались очаги «алибаб». Еще – выставлять на дорогах посты для прохода колонн, ну и, конечно, помогать местному населению развивать демократию, раздавать гуманитарную помощь, строить школы, помогать в проведении демократических выборов.

У кого есть ум, тот может легко проследить, что все вторжения одной страны в другую начинаются приблизительно одинаково: коалиция – это оккупация, а миротворчество – хороший лозунг прикрытия для коалиции. То же самое и в той же последовательности сделала Россия в Крыму и пытается сделать на Донбассе!

Потом события в динамике развивались так: для демократии были нужны честные и прозрачные выборы, для выборов – избирательные участки; лучше всего подходили школы, это и меценатство на будущее. Так как те школы, что когда-то были, уже были разрушены авиа ударами. Для строительства школ США выделяли на каждую провинцию по «чемоданчику» денег. Не знаю, как в других военных контингентах, а в украинском дальше было так: «чемоданчик» командование уполовинивало (потом половину, которую оно оставило себе, 300 000 долларов, пытались переправить в Украину в гробу с телом одного полковника, умершего в Ираке от сердечного приступа; было и такое), а оставшуюся часть отдавало шейхам (признанным народом старейшинам), договариваясь с ними о строительстве школ и подготовке к демократическим выборам законной власти в лице мэра (шейхи были нелегальной самооизбранной властью!). Поэтому в Ираке всегда две власти – поставленная (предназначенная) и по законам мусульманского мира выбранная. Дружить надо уметь и с той, и с той). Шейхи деньги брали и школы обещали... В свою очередь, их тоже «половинили»: одну половину на строительство школ и рабочие места, а другую половину – на оружие, чтобы те же школы во время выборов и подорвать. Из 9 школ, которые были построены в провинции Васит, 4 взлетели на воздух!

Вот так и жили. Такая вот работа... И скажите после этого, что мир не сошел с ума! В глобальном масштабе здравого смысла и справедливости – это абсурд, а в реальности каждый из этой ситуации имел для себя деньги для существования. И раз война не кончается вечно, значит, она выгодна всем!
http://liva.com.ua/savchenko-book.html