marss2: (belmondo)
marss2 ([personal profile] marss2) wrote2014-07-04 11:21 pm

Из сети. Рассказ служившего в стройбате на Байконуре

Стройбат 87-89.
За время службы мне посчастливилось увидеть и сравнить 95, 118, 110 площадки ну и поверхностно вэстеров со 113.
Разница в частях была лишь в преобладании какой -то национальности.
Пусть простят меня офицеры, разницы в поведении, и качестве несения службы были не заметны, кроме отдельных ярких товарищей выделяющихся как положительными, так и отрицательными качествами.

Дедовщины в прямом смысле этого понятия не существовало, а было землячество ( деды мыли полы до последнего дня, и духи не мыли с первого дня)
Я понимаю что, так сложилось не за один год и видимо задолго до полного развала СССР.
Ну, а 87-89, можно назвать вторым расцветом Байконура связанного с программой Энергия-Буран. Так, что же творилось в частях ВСО выше упомянутых площадок?
Слово бардак, слабо описывает, что было на самом деле. 70 процентов служащих, выглядели как немцы под Сталинградом, грязные, завшивленные, с многочисленными кожными заболеваниями и что самое страшное психически физически зашуганные своими сослуживцами, при полном попустительстве отцов командиров.

Нельзя конечно не учитывать контингент военных строителей состоявший в основном из выходцев со Средней Азии, Кавказа, славян отсидевших не большие сроки, больных, а также имевших гражданские профессии, так необходимые для строительства и обслуживания космодрома. (последним, конечно не повезло, что попали в такое окружение, но как правило, они устраивались очень не плохо благодаря своим навыкам&
 Межнациональная рознь процветала, и была интегрирована во взаимоотношения между сослуживцами в виде землячества, у кого больше земляков и чем они выше "стоят" в солдатской иерархии, тем больше возможностей улучшить качество жизни, в перечень которой входило: Питание, ворованное со складов и столовой, уклонение от уборки помещений, не взирая на срок службы с последующей "припашкой" других военнослужащих, дежурства по роте(стояние на тумбочке и уборка), уклонение от работы на объектах и многое другое, что входило в службу, но называлось "западло"ну и естественно жирное место службы, позволявшее не жить в казарме и имевшее доступ к материальным ценностям.
Все, это происходило открыто и повторюсь, что офицерам на это было просто наплевать, и во многом даже выгодно.




Комбаты и командиры рот продвигали в сержантский состав те национальности( в основном кавказ) которые "держали" в страхе солдат.
Славяне, сержантский состав, в основном подыгрывали как формальным, так и не формальным авторитетам, так как добиться выполнения работ которые
считались западло можно было только от солдат не имеющих земляческих поддержек тоесть в основном чморили своих,(русские хохлов, бульбашей и наоборот) так как шансы получить отпор были минимальны.
Средняя Азия тоже попадали под раздачу, потому что делились не только по национальности но и по районам и тд .
Таким образом поддерживался "порядок"

Стукачество, особый прием отцов командиров, быть в курсе событий. В стукачи попадали либо потерпевшие, либо залетчики.
Национальность имела тут тоже решающее значение.Узбеки с большим удовольствием стучали на русских, ну и естственно наоборот.
Конечно были и добровольцы, вычислить их было куда сложнее, особенно если он из уголовной среды(навыки были отменные)
Офицеры очень не любили, когда стучали на них, к примеру особистам.Но с удовольствием пользовались информацией,для решения личной карьеры.

Еда в столовых, не поддается описанию, и даже ее многим не хватало, солдаты реально голодали, и не редко лазили по мусорникам в поисках пищевых отходов. Ситуация улучшилась в 89, когда ввели систему с раздачей по подносам.
Воровство везде, даже фотографий твоих родных и близких (этим баловались выходцы со Средней Азии, зачем до сих пор, для меня загадка).

Любой аккорд для получения отпуска или как можно раннего ухода на дембель, означал воровство строительных материалов(либо другой способ получения через земляков, то есть, то же воровство) и припахивание сослуживцев для выполнения работ.
Офицеры воровали так, что аж гай шумел, и брали и часто вымогали взятки от солдат в виде материальных ценностей, деньги, плитка ПХВ,краска, стиральный порошок, инструмент и тп.
Короче все, что в хозяйстве пригодиться.
Был, особо запомнившейся случай, когда наш офицер, взял с собой в машину ГАЗ-66 двух бойцов, со 118 привез их на 95,(расстояние знакомо для тех , кто там бывал) и заставил их спереть маскировочную сетку(для своего балкона) в штабе части, которая была уже сворована другим офицером.
На следующий день на 118 примчался полковник и был жутко возмущен таким коварством, грозился всех пересажать, впрочем, ему никто не отдал его хабар.

Были, конечно, и случаи не личной наживы - для обустройства нашего БПДП, наш командир выделил машину и лично участвовал, для воровства балконных ограждений со строившегося нового здания на 113 площадки, наша взлетка заметно обустроилась.
Самый прикольный случай, когда мы получили дембельский аккорд, тянуть паропровод от нашего БПДП, в сторону энергопоезда, он совпал с задачей от УНР, трубы мы "нашли" сами, стекловолокно тоже, стекловату не успели, а офицера с УНР поджимало время, и он решил задачу по-боевому, взяв человек 15 бабайчиков, тупо забрав стекловату со склада за котельной, тут же заставив порезать ее лопатой(для обкладывания труб и что бы обратно не забрали ) опять примчались офицеры, но поздно.

Болезни, травматизм, и высокая смертность. Фельдшеры лечили, двумя средствами, мазью Вишневского и фурацелином- это все.
Видел лично на 95-ой узбека который шел позади строя в столовую, его колбасило как при пляске святого Витта, мне пояснили, что у него поврежден позвоночник но его никак не комиссуют.
Весной 89 года к нам попал пацан, с такими линзами на очках, что когда смотришь на его лицо такое впечатление- инопланетянин.
При этом он все равно не видел, такой ржачь начинался когда он после команды отбой искал свою шконку.
Злыми сослуживцами был премудро проверен на предмет «кошения» и оказалось - реально слепой и вдобавок у него астма.
Комиссовать врачи отказывались по причине, что в карточке он здоров и значит получил это все на космодроме. Только личное вмешательство комбата Попова, позволило ему комиссоваться через пол года.(думаю он должен быть благодарен комбату) Попасть в госпиталь, солдаты боялись, уж не знаю почему.
Знаю, что когда вышел в 1988 приказ демобилизовать наркоманов, наши ушлые решили таким образом свалить, но очень скоро вернулись, рассказав, что их обкалывали серой и эту боль они не смогли перенести.

С середины 88 по 89, только на 118, погибло человек 15, на БПДП -трое при пожаре, на энергопоезде -трое( мне не дадут соврать на форуме присудсвующии с него ) и тд.
И это люди погибли на работе, а от разборок между вэстерами вообще подсчитать очень сложно, хотя архивы, наверное, сохранились.
Одного солдата откопали рядом с комендатурой, связисты прокладывали кабель и наткнулись.
Судя по состоянию, пролежал он там пару лет, видать числился в бегах.

Вновь прибывшие офицеры и солдаты быстро принимали правила службы, не все, но больщинсво.
Добавьте сюда повсеместное пьянство офицерского состава, солдатам было чуть сложнее добыть, либо произвести, но те, кто мог, отлично пользовались, давая взятки офицерам для получения определенных льгот
.
Хочу подчеркнуть, что я не пытаюсь очернить Байконур, и людей служивших в то время на космодроме, я описываю общую картину, которая была в 87-89 годах в частях ВСО, свидетелями которых являются люди, присутствующие здесь на сайте, и уверен, что все выше сказанное им хорошо знакомо.
Бунты, которые произошли в начале 90-ых годов, были совершенно естественны и очень удивительно, что они произошли не раньше.

ноябрь 1987-1989, 95,110,118 площадки